Уральский малахит: завоевание Европы

Продолжаем серию материалов, посвященных камнерезному искусству, вместе с кафедрой истории искусств и музееведения Уральского федерального университета и Екатеринбургским музеем изобразительных искусств. Совместный проект «300 каменных лет» выходит в преддверии празднования 300-летия традиции камнерезного искусства в регионе.

Мы развенчали мифы и устоявшиеся вымыслы, рассказали о резных камеях, которыми фанатично увлекалась императрица Екатерина Великая, познакомились с молодежным конкурсом «Наследники Данилы-мастера» и центрами обучения будущих камнерезов. В этом выпуске узнаем о триумфальном шествии уральского малахита по Европе.

КАК ЕВРОПА УЗНАЛА О МАЛАХИТЕ 

Малахит известен давно, даже его название, как будто бы, произошло от греческого «малахс» – что значит «мальва». Считается, что рисунок на малахите похож на листья мальвы. Хотя подобная этимология вызывает множество вопросов, потому что привычного нам малахита в крупных кусках, где можно рассмотреть схожий с листьями мальвы рисунок, в древнем мире не знали. Малахит не экзотический минерал, он встречается рядом со всеми месторождениями меди, и об этом мы подробно рассказали в первом выпуске проекта «Камнерезное искусство Урала: мифы и реальность».

Французский шпион аббат Шапп д’Отрош, путешествовавший по Сибири в 1760-е, привез малахит в Европу прямо с уральских рудников. Интересная диковинка показалась французскому двору настолько ценной, что даже маркиза Помпадур заказала себе в коллекцию табакерку из малахита. Однако до конца XVIII века малахит в Европе и России оставался экзотической роскошью, не слишком понятной и малодоступной. 

Ситуация изменилась благодаря Николаю Никитичу Демидову, который в начале 1800-х годов, выехав в Европу, начал скупать предметы роскоши. Поставщики бронзы и лучшие производители хрустальных люстр буквально записывались к нему на прием, но Николай Никитич довольно быстро понял, что готовой золоченой бронзы ему недостаточно. Он хотел получить бронзовые предметы, украшенные малахитом.

КАК ДЕМИДОВ СТАЛ АМБАССАДОРОМ УРАЛЬСКОГО МАЛАХИТА 

Существует версия, что интерес Демидова к зеленому камню был связан с его Нижнетагильскими рудниками, но это, скорее всего, не совсем правда, потому что для первых своих заказов он покупает так называемый «гумешевский» малахит, из принадлежавшего Турчаниновым месторождения на юге от Екатеринбурга, в районе современного Полевского. Эти запасы были разведаны раньше, чем северные нижнетагильские. Малахит с Гумешек и выкупают демидовские приказчики, отправляя его в Париж для изготовления бронзовых предметов роскоши.

Заказы на изготовление бронзовых изделий с малахитом Демидов размещает у известнейших европейских мастеров. Произведения для него создают разные мастера, среди которых знаменитый Анри Огюст – специалист по серебряной утвари, и известный французский бронзовщик Пьер-Филипп Томир. В начале 1800-х годов мастер переживал трудные времена из-за неплатежеспособности новой французской аристократии, и Демидов, регулярно плативший за роскошные заказы, стал для него настоящим спасителем.

На выставке французской промышленности в Париже в 1806 году Демидов разрешил Томиру и Огюсту показать предметы, выполненные для него. Трехъярусный малахитовый стол с золоченой бронзой и камин с каминным прибором – часами и канделябрами, облицованными малахитом, произвели неизгладимое впечатление на публику и принесли создателям золотые медали.

УРАЛЬСКИЙ МАЛАХИТ ВХОДИТ В МОДУ 

Малахит, камень яркого насыщенного цвета, сначала немного пугал французов, только выходящих из эпохи неоклассицизма с присущей ему любовью к пастельным тонам. Однако Демидов предвосхитил эстетику надвигающегося ампира, который как раз ценил глубокие, насыщенные цвета и золоченую бронзу как обязательный атрибут.

В 1808 году, после подписания Тильзитского мирного договора, среди дипломатических даров от императора Александра I были несколько малахитовых предметов. Зная высочайший уровень французской бронзы, россияне отправили не готовые предметы, а заготовки: чашу, две столешницы и две полуколонны. Французы, вероятнее всего, в ателье Томира, создали из них мебельные предметы, добавив золоченую бронзу и черное дерево.

Успех нового материал был связан не только с большим интересом Наполеона ко всему редкому и ценному, но и событиями в личной жизни французского императора. В 1809 году он разводится с императрицей Жозефиной и вскоре заключает брак с австрийской эрцгерцогиней Марией Луизой. Для нее обустраивается новая загородная резиденция в Большом Трианоне, где появляется первый малахитовый салон в истории европейского искусства – Большой салон императора. Малиновый шелк, золоченая бронза, белые стены и русский малахит составили неповторимый ансамбль.

Вскоре мода на малахит захватывает всю Европу. Благодаря демидовским заказам, регулярно демонстрируемым на выставках, и французским изделиям с малахитом формируется огромный спрос на этот камень. У русских императоров появляется идеальный вариант дипломатического подарка. Малахит становится новой валютой русских царей, заменив популярную ранее пушнину.

Династические браки и политические соглашения «скрепляются» малахитовыми подарками. Появляются страстные поклонники и заядлые коллекционеры, среди которых прусская королевская семья, связанная родством с императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая I. Малахитовые подарки отправляются им на каждое Рождество и Пасху.

В 1840-х годах двор Папы Римского решил провести большую реставрационную работу в Римском соборе святого Павла и обратился к монархам всего мира с просьбой предоставить материалы для этих работ. В Россию поступил целенаправленный запрос на малахит. Впервые из Петербурга за пределы России в качестве дипломатического дара были отправлены не малахитовые изделия, а целые блоки, которые уже в Риме мастера превратили в пару огромных алтарей и эффектных тумб, которые и сегодня можно увидеть, приехав в Италию.

О малахите порталу Культура-Урала.РФ рассказала Людмила Будрина – ведущий исследователь истории камнерезного искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета, заместитель директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых.

Фотографии Ирины Урлаповой / Культура-Урала.РФ.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл