Новый проект Уральского народного хора соединил бажовские сказы, уральский фольклор и народный театр.
Уральский народный хор отметил юбилей Павла Бажова премьерой необычного для себя формата – это не концерт, но и не спектакль. «Сказы дедушки Коковани» авторы определили как действо с использованием элементов народного театра, уральского фольклора, бажовского текста. В основу легли сказы «Серебряное копытце», «Кошачьи уши», «Голубая змейка». Из Москвы для работы над постановкой приехала режиссер Наталья Табачкова.
«Вроде бы детская сказка, но я не считаю Бажова детским писателем, он гораздо глубже. Я все перечитала у Бажова, мы долго выбирали. Ведь мы ставим здесь и сейчас, для сегодняшних детей. «Голубая змейка» современна и очень полезна детям, она про дружбу. Если ты хороший человек, помогаешь в сложной ситуации – будет тебе вознаграждение, а если только для денег, то ничего тебе не покажется. Для нас это удивительная находка – показать это детям, которые растут в системе потребления. А в «Серебряном копытце» очень актуальная тема одиночества. Мы все, особенно дети, с гаджетами, с минимизированным общением очень одиноки и предоставлены себе», – рассказывает режиссер Наталья Табачкова.
Авторы проекта очень аккуратно обращались с первоисточником – не только не стали добавлять свой текст к бажовским диалогам, но и оставили уральский говор, воссоздав его по материалам, собранным в фольклорных экспедициях по Уралу. В 2022 году худрук хора Николай Зайцев ездил в село Катарач, чтобы услышать и зафиксировать, что и как поют старожилы, как разговаривают, вплоть до интонаций, ударений и жестов. Были использованы и материалы, которые десятилетиями собирались сотрудниками Центра традиционной народной культуры Среднего Урала.
«Мы решили показать аутентичного Бажова, оживить то, что он слышал, а слышал он уральский говор. Решили найти подлинный фольклор и использовать те жанры, которые в концертных номерах не используются. У нас звучат подблюдные песни, которые исполнялись во время святочных гаданий, колядки, заклички, попевки, присказульки, собирохи, колыбельные, народные игры, детский фольклор. Очень много песен использовано, получается такой калейдоскоп», – рассказывает художественный руководитель Уральского народного хора Николай Зайцев.
Органично между попевками и присказульками вплетаются уральские словечки.
«В рассказе «Голубая змейка» я играю мальчишку по имени Ланко, это обычный мальчуган из рабочей семьи. Роль с текстом – есть диалоги, много диалектных уральских слов. Конечно, сейчас речь другая, но, мне кажется, уральским людям они и сейчас близки. Я сам с Урала, родился в Нижнем Тагиле. Эти слова интересны, но не сложны для понимания, ты сразу понимаешь, о чем идет речь», – говорит артист Уральского народного хора Алексей Муллер.
У Уральского народного хора давние отношения с Павлом Бажовым. Именно писатель выступал консультантом на начальной стадии создания коллектива – бывал на репетициях, советовал основателю хора Льву Христиансену, куда отправиться за песенным материалом, в каких районах записывать песни. И на современном этапе Уральский народный хор эту связь с писателем не теряет, периодически обращаясь к его творчеству.
Премьерные показы «Сказов дедушки Коковани» проходят до 28 ноября в Уральском центре народного искусства. (6+)
Также Культура Урала рассказывала о поездке Уральского народного хора в Лаос.