Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет продолжение выставки «Альбрехт Дюрер – гений Северного Возрождения» из собрания Государственного Эрмитажа.
В апреле в Екатеринбург привезли один из самых успешных выставочных проектов Эрмитажа, это первый случай, когда гравюры Дюрера покинули родные стены музея. На Урале выставку представляют двумя частями.
«Такой формат, когда коллекция растянута по времени, в нашем случае неизбежен. Первое - мы хотели, чтобы выставка Дюрера была продолжительной. Во-вторых, есть серьезные ограничения в отношении коллекции графики по срокам ее экспонирования, это 2,5-3 месяца. Выставка практически предстает в двух сериях, сейчас мы видим обновленный вариант, в котором есть приятные сюрпризы», – рассказывает директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
В новой экспозиции 70 произведений Альбрехта Дюрера и его последователей. Одна из ключевых работ второй части выставки – «Меланхолия», получившая огромную популярность в ХХ веке. Произведение можно увидеть в разделе «Мастерские гравюры» сразу в двух оттисках: черно-белом и раскрашенном в XVI веке.
«Меланхолия» – одна из самых загадочных гравюр, которую брались разгадать самые разные специалисты. Меланхолия – один из четырех темпераментов, в эпоху позднего Средневековья учение о темпераментах было необычайно популярно и важно. Темпераментом объясняли не только характер человека, но и цвет лица, цвет глаз, его профессию и судьбу. Меланхолии покровительствует Сатурн, а в эпоху Дюрера меланхолия стала связываться с гениальностью, все гении – меланхолики. Под властью Сатурна были и науки, связанные с геометрией, с измерением Земли – здесь мы видим весы, часы, магический квадрат с цифрами и предметы, которые отсылают к научным занятиям Дюрера», – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Сэпман.
Также среди новых работ цикл резцовых гравюр «Страсти на меди», продолжающий тему Страстей Христовых, ранняя гравюра «Покаяние святого Иоанна Златоуста», листы «Малая Фортуна» и «Четыре ведьмы», которые демонстрируют опыты художника в изображении человеческого тела. Можно рассмотреть и работы в технике сухая игла, для которой характерен мягкий бархатистый тон оттиска. А портрет супруги художника, представленный на выставке, выполнен в технике серебряный карандаш.
Как и в первой части, на выставке есть раздел «Под знаком Дюрера», где собраны работы последователей художника с XVI по начало XX века. Это копии работ Дюрера, произведения, составленные из элементов разных шедевров мастера, карандашный рисунок немецкого авангардиста Отто Дикса.
Выставка «Альбрехт Дюрер – гений Северного Возрождения» открыта на Вайнера, 11 до 15 сентября 2024 года. (12+) Действует Пушкинская карта.