Совместный проект Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Константина Кузнецова открывает уральцам новое имя в изобразительном искусстве.
Ретроспективная выставка «Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже» представляет 85 произведений живописи и графики, созданных за три десятилетия жизни художника. Художник родился в Нижегородской губернии в купеческой семье и всерьез занялся живописью только в 33 года. Учился во Франции, участвовал в крупнейших отечественных и зарубежных выставках. Сейчас произведения Константина Кузнецова представлены в музеях мирового уровня, но за рубежом он известен гораздо лучше, чем на родине – после 1917 года имя художника в России оказалось практически забыто.
Экспозиция построена в хронологическом порядке и знакомит не только с произведениями художника, но и с его личностью. Тематически выделены несколько блоков – ранние работы, произведения, созданные во время поездок в Бретань, пригороды Парижа, Нормандию. Отдельное место занимают символистские работы автора и виды Парижа, где он прожил последние годы.
В одном из блоков выставки использована аэросъемка – посетители музея видят скалы острова Бель-Иль и работы художника, написанные в этих местах. На остров Кузнецов отправился по стопам Клода Моне, который побывал здесь в конце XIX века и вспоминал о сложностях работы на продуваемом ветрами пространстве. В экспозиции можно увидеть две картины Константина Кузнецова с этого острова, выполненные с разницей в десять лет, в 1913 и в 1923 году.
«Что происходит в жизни художника за это десятилетие. У него были доходы с семейного предприятия в России, которые позволяли безбедно жить во Франции. Но после революции предприятие было национализировано, поступление средств прекратилось, он больше не мог закупать материалы в специализированных художественных магазинах. Художник начинает очень сильно разбавлять краску. Возможно, он экономил средства, возможно, у него появился новый взгляд – сейчас это сложно сказать, но мы видим, как меняется основа, на которой пишутся работы. Художник начинает писать на подручных материалах, использует скатерти, простыни. Работа 1923 года, представленная в экспозиции, написана на мешковине очень крупного переплетения, которое проступает через красочный слой», – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник сектора русского искусства ЕМИИ Алана Гогичаева.
При жизни Константин Кузнецов отклонял предложения продавцов картин, благодаря чему практически все его произведения сохранились единой коллекцией – более ста лет они хранились в мастерской на рю Буассонад и передавались из поколения в поколение потомками художника. Практически случайно картины были обнаружены российскими специалистами. Сейчас собранием занимается Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Кузнецова.
«Это не только история художника и его жизни на переломе эпох, это история тотального увлечения импрессионизмом, которое пришло к человеку во взрослом возрасте и стало делом его жизни. Это еще и история возвращения имени художника не просто в Россию, но и на свое место в истории искусства. Для нашего посетителя это пока еще мало что говорящее имя, и мы хотим быть важной частью этого процесса. Это до мурашек прекрасная история, когда все наследие художника сосредоточено в одних частых руках и удивительно, что это стало результатом полуслучайных совпадений», – говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
Выставка «Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже» открыта в Большом выставочном зале Центра «Эрмитаж-Урал» на Вайнера, 11 до 13 октября 2024 года. (18+) Действует Пушкинская карта.
Ранее Культура Урала рассказывала об открытии второй серии экспозиции гравюр Альбрехта Дюрера.