В Год семьи в пространстве «Кирпичи» представили работы 14 екатеринбургских династий художников.
Инициатором выставки «Династия художник» выступила Екатеринбургская детская школа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова. Проект собрал работы творческих династий города. Здесь художники в двух и трех поколениях, а семейные связи разнообразны, как сюжеты работ.
«Я родилась в семье художника и когда поступила в художественное училище, у нас в группе было 5 или 6 детей и внуков художников. И когда я задумалась о выставке, хотела сделать нас с папой, мы же династия. А потом подумала – а сколько же у нас династий в городе! С января я начала по крупицам их собирать. И мне ответили, в основном мои однокашники, все с позитивом восприняли. Никогда не было, чтобы на одной выставке было столько семей», – говорит куратор проекта, художник Оксана Мицник.
Калашниковы, Костины, Манеровы, Добровольские, Оборины – Елькины, Золотухины – Аплеснина – всего 42 автора из 14 творческих династий. У каждого художника сложилась своя дорога, то-то последовал примеру родителей, а кто-то начал рисовать всему вопреки.
По стопам заслуженных художников Российской Федерации Владимира Бушуева и Людмилы Сгибневой пошел Игорь Бушуев – его знают не только как художника, но и как бутафора, в том числе по фильмам «Первые на Луне», «Варвара», «Ангелы революции». Следующему поколению прочили совсем не художественную стезю – Антоний Бушуев окончил музыкальную школу по классу саксофона, но… поступил в художественное училище. И сейчас зачастую пишет вместе с женой.
«Бабушка с дедушкой пробовали писать общие картины, и ничего у них не получилось, потому что каждый друг за другом перемазывает. В итоге они бросили и разъехались по разным мастерским. У нас с женой получается лучше, я могу намахать все основное, а она человек въедливый, занимается иконописью, и она все детальки вытюкивает, у нас получился такой симбиоз», – делится художник Антоний Бушуев.
Анна Воложенинова продолжает дело мамы, Натальи Воложениновой, но уже в кинопроектах, среди ее работ – документальный «Северный морской путь». Мама с дочерью советуются, обсуждают идеи, помогают друг другу.
«Я надеялась, что дочь выберет другое направление, я ее отдала в музыкальную школу, потому что понимаю, насколько сложно себя реализовать, продвигать, прогнозировать свой заработок. Когда она училась, я никогда не вмешивалась в процесс, только если она спросит и попросит, не учила ее ни техникам, ни приемам, чтобы становление произошло без моего сильного влияния. Я считаю, что у каждого должен быть выбор. Я из династии рабочих, из рабочего города, 80% семьи работает на одном заводе. И до сих пор моя мама до конца не принимает и надеется, что я одумаюсь и пойду работать на завод, потому что за заводом будущее», – рассказывает художник Наталья Воложенинова.
Любовь Дзюба в 2016 году заняла первое место в конкурсе портретов на международной выставке в Копенгагене, а за достижения в области педагогики и искусства включена в книгу «Золотой фонд Югры». На выставке ее работы представлены рядом с работами дочерей, Надежды Гусевой и Ульяны Дзюбы.
«Мы росли все время в творчестве, наблюдали, как мама рисует, ходили в художественную школу, нам все это очень нравилось. Был период, когда я не ходила в художественную школу и рисовала сама по себе. А когда пошла учиться, мама преподавала рисунок, живопись, композицию, это конечно было очень сложно. Мне надо было делать все самой. Это был непростой период, и воспринимать ее как педагога я не могла, потому что все-таки мама. Но она потихоньку направляла», – рассказывает художник Ульяна Дзюба.
Выставка продлится до 14 июня 2024 года на Добролюбова, 2а. (0+) Запланирована серия творческих встреч и мастер-классов – полная программа, а также информация о династиях художников на сайте проекта.
Ранее Культура Урала рассказывала, как удалось сохранить работу известного уральского художника Александра Лысякова «Белый теленок с голубыми глазами», сейчас ее можно увидеть в экспозиции ЕМИИ.