В Екатеринбурге открылась выставка, посвященная исчезнувшим зданиям города

Новый выставочный проект Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина посвящен связи идентичности человека с окружающей его исторической архитектурой.

В Уральском филиале Пушкинского музея открылась экспозиция художницы Олеси Фрич «Призрачный статус». Здесь представлена серия графических работ с изображениями телебашни, Дома Беленкова, больницы в Зеленой роще, аэропорта Уктус и других знаковых зданий, которых больше нет в современном Екатеринбурге. 

«Несколько лет назад у меня началось переосмысление темы семьи. Я побывала в полузаброшенной деревне, где остались руины дома моего прадеда, который он строил своими руками. Это привело меня к изучению городских архивов, а после в мою жизнь вошла практика walking art – течения, когда городское пространство исследуется во время прогулок. Название «Призрачный статус» появилось потому, что все эти здания имели федеральное или региональное значение культурного наследия, но даже этот статус оказался призрачным и не спаc их от разрушения», – рассказывает автор проекта Олеся Фрич.

Все изображения – белая графика на черном фоне. Автор рассказывает, что к этому ее напрямую подтолкнул источник информации: архивные фотографии, с которых она рисовала свои картины. Фактически – негативы.

Графическую серию продолжает инсталляция, куда включена печать на черных же полотнах и фрагменты конструкций важных для художницы зданий: есть здесь наличник из дома ее прадеда и обломки телебашни. Снос одного из самых известных городских строений запечатлен и в саунд-объектах: надев свисающие с потолка наушники, можно услышать звуки, сопровождавшие разрушение телебашни. Их Олеся записала и сохранила.

Куратор выставки Арина Воробьева часто работает в жанре тотальной инсталляции, которая подразумевает единство пространства и объектов экспозиции. Так и проект «Призрачный статус», помещенный среди матовых черных стен, не может существовать в другой локации. Все элементы, включая темноту и фрагментарные пятна света, органично дополняют друг друга.

Музей готовится к переезду из здания земской школы на Добролюбова, 19а, которое много лет служило ему домом. Сотрудники рефлексируют на тему утраты привычного пространства и стараются вложить в последние месяцы особые смыслы. Так выставка «Призрачный статус» становится особой для кураторов музея. 

«Этот проект – камерная история, которая тесно связана с ощущением того, как здания и архитектура влияют на людей, и как люди влияют на пространство. Все городские объекты, воплощенные на выставке, уже утрачены, но здесь важен тот ракурс что, исчезая из материальной среды, эти объекты остаются в нематериальном наследии города: в социокультурном слое, памяти людей. Они продолжают влиять на образ города. И тут интересно посмотреть на эти объекты не с точки зрения исследователя, а с точки зрения художественного образа. Для Екатеринбурга – это востребованная и актуальная история, потому что это очень неравнодушный к себе и к своей идентичности город», – говорит заведующая Уральским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Акимова. 

Выставка «Призрачный статус» открыта на Добролюбова, 19а до 20 февраля 2025 года. (12+)

Ранее Культура Урала рассказывала о выставке «Двадцать один длинный, один короткий», которая представляет современное искусство последних 20 лет.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Ирина Урлапова
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл