На сцене Екатеринбургского театра кукол Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат» показал три постановки для маленьких и взрослых зрителей.
Для Екатеринбурга удачно сложились два события, подготовка к которым началась еще в прошлом году. Петербургский театр «Кукольный формат» стал участником программы «Большие гастроли» и гастрольный маршрут запланировали через Урал. А эксперты екатеринбургского фестиваля театров кукол приняли заявку «КукФо» на участие в «Петрушке Великом». На фестиваль артисты приехали не зря во всех отношениях – кроме любви публики артисты заработали Гран-при за трагедию в петрушках «Ромео и Джульетта». А спустя несколько дней на сцене Екатеринбургского театра кукол показали три спектакля, вошедшие в программу «Большие гастроли».
«Мы достаточно часто выезжаем на гастроли, у нас уже все наработано. «КукФо» очень маленький театр, нам чуть легче выезжать, чем большим труппам, три чемодана – и поехали. Мы специально так продумываем, когда делаем спектакль. Вот буфет из спектакля «Птифуры. Бабушки». Иногда зрители не думают, что он напечатан, а он помещается в пакетик», – говорит художественный руководитель театра Анна Викторова.
«Птифуры. Бабушки» – старожилы в театре. Поставили спектакль в 2018 году и с тех пор интерес к нему не только не спадает, но постановка все чаще появляется в афише. В основе – лимерики, короткие шутливые стихи родом из Англии. Звучат тексты Эдварда Лира, Самуила Маршака, Даниила Хармса, Генриха Сапгира, Олега Григорьева. Через смешные стихи проглядывает серьезная тема – об одиночестве и беззащитности старшего поколения. Идея поставить спектакль про бабушек принадлежит актрисе театра Кате Ионас.
«Мы долго подбирались и искали ход спектакля – были пантомимы, читки, разножанровые сцены. В какой-то момент, находясь в зале, который аплодировал, плакал и смеялся, я поняла, что у нас что-то вышло. Неожиданно оказалось, что эта тема очень востребована. Создавая спектакль, мы пытались вспоминать своих родных. И здесь, с одной стороны, очень личное, а с другой – очень близкое почти всем. Спектакль людей задевает, потому что они вспоминают свои ситуации. Как было бы хорошо, если бы спектакль напоминал детям и родителям, что старушки перенастраиваются, они уже не те, что раньше, они уже чего-то не могут. Например, моя мама не дает свой чемодан, она считает, что должна его катить. При том, что ей самой тяжело идти. Это ужасно бесит. Но признать, что ты не можешь поднять чемодан сложнее, чем бороться и показывать, что ты еще в силе», – рассказывает художественный руководитель театра Анна Викторова.
Есть в «Птифурах» еще один персонаж, которого Екатеринбург в этот раз не увидел, но в родном городе это практически непременный участник представлений.
«В какой-то момент в середине спектакля ворвалась старушка: «Извините, мне надо рассказать историю, она очень подходит к вашему спектаклю». Мы были немножко обескуражены. Такая хрупкая интеллигентная бабушка, ей лет 90, но очень настойчивая. И она рассказала свое стихотворение. На самом деле это мама нашей актрисы Кати Ионас, Татьяна Дмитриевна, она актриса, и ее сцена уже стала частью постановки. Когда она врывается в спектакль, зритель немного растерян. Но потом мы предлагаем зрителям тоже воспользоваться шансом, выйти на сцену, что-то прочитать, спеть или станцевать», – рассказывает актер театра «КукФо» Кирилл Смирнов.
«Птифуры» получили несколько премий «Золотой софит», стали лучшим спектаклем в театре кукол на «Золотой маске». Пару лет назад на волне зрительского успеха у «Птифур» появилась вторая часть – команда в продолжение к спектаклю про бабушек выпустила «Птифуры. Дедушки».
Еще один спектакль, который показали в рамках «Больших гастролей», тоже поднимает серьезные темы – «Вафельное сердце». В 2022 году на «Петрушке Великом» постановка была отмечена специальным дипломом «За особую атмосферу и умение найти контакт со зрителем». Вопросы подростковой дружбы, нового понимания другого человека, переживание первой смерти близкого – через кукол театр говорит о самых сложных вещах.
Третья постановка, которую увидели в Екатеринбурге – «Аленький цветочек», волей создателей переживший четвертое рождение.
«Начинали мы «Аленький цветочек» как марионеточную версию – были марионетки, планшет, актеры в черном кабинете, широкие декорации. Перед премьерой театр затопило. У нас уже были проданы билеты, и нельзя было отменить спектакль. И тогда мы быстро сделали бумажную версию, когда дети сами рисуют героев, мы их вырезаем, подбираем голоса. Спектакль рождается с участием детей. Мы сыграли несколько раз эту версию, потом вернулись к марионеточной. Сделали премьеру, получили «Золотой софит». И потом полностью переделали спектакль, теперь с народными куклами-зерновухами. Когда жюри «Золотого софита» пришло смотреть марионеточную версию, я их встретила в фойе: «Вы сейчас немного не то увидите, на что пришли», – рассказывает художественный руководитель театра Анна Викторова.
Похожая история произошла и с «Ромео и Джульеттой» – изначально в спектакле планировали задействовать штоковых кукол, но незадолго до премьеры авторы отказались от них в пользу петрушек. Как показал Гран-при фестиваля «Петрушка Великий» – не зря.
Очень компактная труппа «Кукольного формата» позволяет буквально на ходу менять спектакли, делая их по-настоящему живыми. К таким полезным для творческих людей легкости и юмору в театре добавляют еще два важных качества. Авантюризм и готовность к приключениям – все, чтобы было интересно.
«Большие гастроли» Санкт-Петербургского театра «Кукольный формат» в Екатеринбурге организованы «Росконцертом» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.
Также Культура Урала рассказывала об итогах фестиваля «Петрушка Великий».