В рамках форума уральцы увидят выступления пяти российских коллективов народных инструментов.
Уральский форум национальных оркестров в третий раз проходит на площадке Уральского центра народного искусства. Ежегодно здесь собираются представители сферы – для обмена опытом, общения, обсуждения важных вопросов. В 2024 году участниками встречи стали около 200 делегатов со всей страны.
«Свердловская область вносит большой вклад в развитие и популяризацию традиционного народного исполнительства и способствует передаче этих традиций нашей молодежи. Мы гордимся и ответственно относимся к той популярности, которую сегодня набирает форум. Год от года растет география участников, активными слушателями являются ребята, которые обучаются в детских школах искусств, студенты учреждений среднего звена и консерватории. Это прекрасная возможность поучаствовать в большом событии, побывать на мастер-классах, понять правильность выбранной профессии», – уверена министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина.
В течение двух дней на площадке форума будет идти профессиональный разговор. Участники научно-практической конференции обсудят, как найти баланс между новаторством и традицией в репертуаре национального оркестра, вопросы обогащения репертуара, авторского права и продвижения народного исполнительства.
«Основная тема конференции – новые реалии оркестра народных инструментов в современном обществе. И дирижеры, и артисты говорят о том, что пора выводить оркестры народных инструментов на такой же высокий уровень, на котором находятся симфонические, джазовые, духовые коллективы. По итогам форума принимается резолюция, которая будет направлена в творческие организации федерального уровня», – рассказывает директор Уральского центра народного искусства Марина Боровкова.
Круг идей, которые предлагаются для обсуждения, обширен. Директор Театра оперы и балеты Удмуртской республики Алексей Фомин рассказывает о сотрудничестве оперного театра и народного оркестра. Доцент Российской специализированной академии искусств Станислав Шевцов делится нюансами акустики и звукорежиссуры. Московский композитор Михаил Бронер рассказывает о проблемах стилевых и жанровых взаимодействий в авторской музыке. Есть и еще один важный повод для визита композитора в Екатеринбург – Уральский русский оркестр представляет на форуме премьеру его сочинения «Прощеное воскресенье».
«Мы сейчас чувствуем поддержку народного оркестра и со стороны государства, и со стороны меценатов. Хочется, чтобы она была не меньше, чем для симфонических коллективов. Музыка, которую мы играем, вышла из народа, наши инструменты очень близки слушателям. К нам на концерты приходит разная публика, есть и молодежь, и дети – я спиной чувствую, что идет настоящий отклик», – делится главный дирижер и художественный руководитель Уральского государственного русского оркестра Павел Василев.
«Настал момент, когда между народными и симфоническими оркестрами не должно быть стены, которая существовала когда-то. Режиссер Лукино Висконти сказал, что режиссура – это единый способ мышления, и неважно, занимаешься ты кинематографом, драматическим театром или оперой – важно, как ты мыслишь. В области симфонической культуры и дирижерского искусства настал момент, когда это должно быть единым пространством. А средства, которыми говорит оркестр и дирижер, могут быть разными, в смысле репертуара и тембров», – считает художественный руководитель Большой оркестровой премии «400 герц» Надежда Маркарян.
Кроме общения профессионалов, форум дает и возможность уральцам познакомиться с творчеством российских оркестров. Сольные программы покажут Уральский русский оркестр, Русский оркестр Новосибирской филармонии, Национальный оркестр Бурятии, Вятский оркестр русских народных инструментов, Русский народный оркестр «Москва». Завершит форум 3 ноября большой Гала-концерт с участием сводного оркестра исполнителей – трансляцию концерта можно смотреть на ресурсах Уральского центра народного искусства.
Также Культура Урала рассказывала о фестивале, посвященном 90-летию Уральской государственной консерватории.