Музей истории Екатеринбурга представил коллекцию звуковой аппаратуры ХХ века в пространстве вновь открывшегося Музея звукозаписи.
Выставка «Deus ex machina. История звукозаписи»* продолжает историю первого в России Музея звукозаписи, существовавшего в Екатеринбурге с 2017 года. Проект рассказывает о развитии звуковой техники с конца XIX века. В основе экспозиции коллекция старейшего научного сотрудника Музея радио Бориса Кошелева, ушедшего из жизни в январе 2024 года.
Борис Михайлович был инициатором создания в Екатеринбурге Музея звукозаписи. Проект существовал на общественных началах, своего помещения не было. В 2018 году идею поддержал Союз композиторов Свердловской области и аппаратура переехала в цокольный этаж здания на Красноармейской. Позже коллекция была передана Музею истории Екатеринбурга.
«Музей звукозаписи – проект Бориса Кошелева, гениального инженера и неординарного человека. Преданный своему делу, он сохранил интереснейший фрагмент истории, связанный со звуковой аппаратурой и звуком в самом широком смысле этого слова. Важно, что он передал музею не только оборудование, но и все компоненты, без которых техника работать не может. И сегодня мы готовы продемонстрировать, как развивалась техническая мысль в этом направлении», – говорит директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев.
Коллекция Бориса Кошелева насчитывает более 300 экспонатов. Вся аппаратура находится в рабочем состоянии – послушать пластинки можно на виниловых проигрывателях и магнитолах всех десятилетий XX века.
Некоторые выставочные образцы хорошо знакомы по квартирам бабушек и дедушек, но часть коллекции составили редкие образцы профессиональной техники. Среди нее звукозаписывающий аппарат 1960-х годов для нарезания звуковых дорожек самодельных грампластинок. Часто в качестве основы использовалась рентгеновская пленка, поэтому такую технику радиолюбители называли «музыкой на костях».
Украшением выставки стал английский деревянный граммофон начала XX века.
«Этот граммофон мы с папой чудом нашли, когда интернет только появился, и мы учились им пользоваться. Папа очень волновался, наконец купил его, и мы поставили его на пианино. Сидели и смотрели: «Боже, какая красота!» Я хочу, чтобы граммофон украшал эту выставку, радовал, звучал и жил для людей, как и все эти экспонаты, которые Борис Михайлович все эти годы мечтал подарить городу», – говорит дочь коллекционера Надежда Пушкарева.
Музей звукозаписи возрождается на площадке креативного кластера «Л52» при поддержке Союза композиторов Свердловской области и его председателя, дедушки уральского рока Александра Пантыкина.
«В эту экспозицию вдохнули жизнь очень многие люди, и ценна она, прежде всего, человеческим включением, дыханием и поддержкой. Пусть эта уникальная коллекция, наполненная теплом людей, которые ее создавали, сохраняли и выставили, вдохновляет других на какие-то хорошие вещи», – говорит Александр Пантыкин.
Выставка «Deus ex machina. История звукозаписи»* («Бог из машины. История звукозаписи») открыта на площадке креативного кластера «Л52» до 25 мая 2025 года. (6+)
Также Культура Урала рассказывала о выставке «Инструменты ювелира XX века».