В Екатеринбургском музее ИЗО открылась выставка экспериментальной фотографии

Совместный проект ЕМИИ и Центра визуальной культуры Béton «Абстракционизм в фотоискусстве» представил работы шести советских фотоэкспериментаторов и их продолжателей. 

В 60-70 годы ХХ века фотография являлась искусством репортажным, наиболее точно фиксирующим реальность. Эксперимент с пленкой был явлением редким, и как все непривычное в Советском Союзе, часто оставался под запретом и подвергался публичному осуждению. В поисках неожиданных результатов и эффектов, фотоисследователи доводили изображение до абстракции, создавая картины, которые невозможно повторить. Таких работ сохранилось не так много, и потому выставка по-своему уникальна.

«Из той эпохи, из того аналогового мира до нас дошли только отпечатки, иногда негативы, но собрать негативы в такой сохранности и в такой комплектности – это редкость. Надо приучать посетителей, как и самих себя, ценить абстрактность фотографии, точно так же, как мы ценим холсты, скульптуры», – говорит директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

Наследие советских фотохудожников представлено работами четырех авторов, основную часть экспозиции занимают снимки ленинградца Валентина Самарина и свердловчанина Евгения Малахина, известного под псевдонимом Б.У. Кашкин. 

Легендарный андеграунд-художник Свердловска Евгений Малахин экспериментировал с фотографией в 70-е годы прошлого века. К высокому качеству он не стремился, его интересовали эффекты, которые может дать обработка негативов. Художник перегревал их на печке, варил, обливал проявителем, трансформируя изображение так, что получались абстрактные картины. После смерти художника его ученик и друг Эдуард Поленц забрал рулоны пленки из мастерской. Сейчас фотонаследие Б.У. Кашкина хранится в музее художника, ЕМИИ, Центре визуальной культуры Béton.

Самым последовательно и концептуально работавшим над экспериментальной фотографией художником был Валентин Самарин. Он не только подвергал пленку различным химическим, тепловым, механическим воздействиям, но и находил в этом «возможность видения другой реальности». Черно-белые фотографии превращались в цветные, снимки людей трансформировались в причудливые сюрреалистические изображения.

«Самарин начал работать в 1960-е годы, более 25 лет прожил во Франции, и большая часть его наследия создана там. Как, например, два портрета Бродского, представленные на экспозиции. Самарин выделяется тем, что считал эксперименты над пленкой и фотографию возможностью отразить на листе сокрытые от глаз метафизические потоки», – рассказывает координатор проекта, заведующая сектором отечественного искусства XX-XXI веков Наталья Пономарева.

Еще один автор, Андрей Чежин, представлен на экспозиции тремя работами. Последователь советских новаторов, он продолжил традиции Самарина, Малахина и Матренина расширять в творческом поиске границы известного и дозволенного в искусстве. Выставка работ Андрея Чежина откроется вслед за «Абстракционизмом в фотографии».

Выставка работает с 31 августа по 20 октября 2024 года в Екатеринбургского музея изобразительных искусств на Воеводина, 5. Действует Пушкинская карта. (16+)

Также Культура Урала рассказывала о первых выставках V Всероссийского биеннале-фестиваля графики «Урал-графо».

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Валерия Костюник
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл