
Спектакль «Ромео и Джульетта» стал первой премьерой юбилейного сезона в Екатеринбургском театре юного зрителя.
«Ромео и Джульетту» поставил Григорий Лифанов, хорошо знакомый уральской публике – на протяжении нескольких лет он был художественным руководителем Екатеринбургского ТЮЗа. Спектакль четко следует тексту Шекспира в переводе Бориса Пастернака. Несмотря на огромный опыт, для режиссера это первая работа с текстом классика.
«В наш век, когда мы все решаем не очень эмоционально, не романтично, а даже прагматично, пишем любовные письма в гаджетах, такие мощные переживания, эмоции «глаза в глаза» – это настоящее испытание для молодых актеров. Монолог на балконе – четыре листа сложного поэтического текста – это испытание и для современного зрителя. Воспитание и стремительность мобильного мира сегодня конфликтуют с такими произведениями. Нужно быть готовым к такому уровню эмоций, ведь у Ромео и Джульетты нет возможности на осознанное размышление, на советы и разговоры с родителями, на психотренинги. У них есть только пять дней – как об этом можно говорить спокойно? Мы постарались выстроить отношения артистов на сцене таким образом, чтобы равнодушных людей в зале не было», – рассказывает режиссер Григорий Лифанов.
Классическая интерпретация произведения Шекспира удерживает в русле канона весь спектакль. С исторической достоверностью воссозданы костюмы средневековой Италии, реалистично и зрелищно смотрятся сцены боев на шпагах: шальные и веселые массовые заварушки, и драматические, ведущие к смерти дуэли. Постановщиком боев стал актер кино и каскадер Айдар Закиров.

«Сценический бой – это определенная хореография. В своей работе я исхожу всегда из драматургии – и стиль моих боев в этом спектакле трагедийно-драматический. Нужно было создать иллюзию реального боя, и, мне кажется, это удалось. В те времена шпаги были пошире и потяжелее, а у нас спортивные клинки, но мы постарались сохранить историческую достоверность и сделать сражение максимально реалистичным, пусть в условном театральном мире. Внутри спектакля есть бои разные по характеру: более игровые в массовых сценах уличной драки, и трагедийно-драматические в момент, когда Ромео убивает Тибальта или Париса», – поделился постановщик боев Айдар Закиров.
Масштабные многоуровневые декорации из ажурного металла были изготовлены в цехах ТЮЗа по эскизам художника Натальи Лось. Тяжелые узорчатые ворота с орнаментом из вьющихся листьев открываются, выпуская на центральную площадь жителей Вероны, по балконам бегают герои Шекспира, литые ограды раздвигаются на модули, форматируя пространство сцены в спальню или внутренний дворик дома Капулетти, куда выходит балкон Джульетты.
Игра цветов поддержана в воссозданных с исторической точностью костюмах по эскизам Ники Брагиной. Их в спектакле почти 60 – настоящих средневековых платьев, камзолов, темплетов в волосах у женщин. Семья Капулетти, жесткая и непримиримая, носит королевские бордовые цвета. Семья Монтекки одета в синее.

«В этих костюмах очень легко вообразить себя леди, тем более Леди Капулетти, и примерить на себя судьбу человека, который жил много веков назад. Костюм – это отражение внутреннего мира персонажа. Сегодня современным людям просто необходимо погружаться в произведения Шекспира, слышать совершенно другой язык – поэзии, высоких чувств и устремлений. И молодому поколению, а у нас театр юного зрителя, необходимо знакомиться с образцами прекрасной речи, прекрасных мыслей. Это большая удача, что в нашем театре появилась пьеса Уильяма Шекспира», – говорит исполнительница роли Леди Капулетти Ольга Медведева.
Из поэтического повествования спектакля выделяется персонаж Кормилицы в исполнении Елены Стражниковой. Она, нежно любящая Джульетту, дает ей ласковое прозвище «Жулька», а ее избраннику – «Ромеушка». Ее простая человеческая речь не цитирует Шекспира, а «ахи и охи» вызывают смех в зале. Разбавляя юмором лирические сцены, она оживляет спектакль, давая зрителям отдохнуть от высокого слога.

В юбилейном сезоне в ТЮЗе появится еще один спектакль «из школьной программы» – и тоже поставленный мэтром. На март запланирована премьера «Горе от ума» в постановке Анатолия Праудина.
Ближайшие показы «Ромео и Джульетты» в Екатеринбургском театре юного зрителя состоятся 10 и 19 ноября. (14+) Действует Пушкинская карта.
Также Культура Урала рассказывала о премьере постановки «Любовь и голуби» в Свердловском театре музыкальной комедии.