В Ирбитском театре драмы завершилась лаборатория «Горе уму!»

В рамках лаборатории «Горе уму!» режиссеры Москвы, Петербурга и Казани представили эскизы спектаклей по произведениям школьной классики.

Это уже вторая режиссерская лаборатория в Ирбитском драматическом театре. В этот раз участники вдохновлялись произведениями школьной программы – от них требовалось вдохнуть в классические тексты новую жизнь, по-иному раскрыть знакомые сюжеты и образы. Отличительной особенностью лаборатории 2024 года стал поиск новых форм в постановке.

«Из шестидесяти с лишним заявок режиссеров на конкурс «Горе уму!» мы отобрали четыре, но один режиссер приехать не смог. Изначально мы не думали, что все режиссеры представят новые форматы существования спектаклей. Для наших зрителей они оказались совершенно неожиданными», – делится главный режиссер Ирбитской драмы Александр Фукалов.

В поисках девушки, в которую влюбился герой Александра Грина, зрителям пришлось побродить по всему пространству здания театра. Круговой маршрут спектакля охватил девять локаций. Он начался и закончился в зрительном зале, где в полной тишине монтировочные службы меняли декорации. Актерское фойе, коридоры технических служб, приемная директора и даже пошивочный цех превратились на время в улочки и заведения Санкт-Петербурга, созданного режиссером Анной Куликовой. История получилась мистической, и временами даже готической, ее особенно оценили подростки: формат бродилки напомнил им квесты.

«В рассказе Александра Грина «Крысолов» действие происходит именно в заброшенном здании Центробанка, и театр сейчас на время ремонта обитает в старом банковском здании. Поэтому совпадение получилось довольно интересным. Это иммерсивный спектакль: зрители не просто сидят в зале и смотрят, они следуют за героем, проходят его путь. У нас получилось показать, каким герой входит в эту историю, что с ним происходит, как он меняется и к финалу становится более зрелым и опытным. Способным к любви», – рассказывает режиссер Анна Куликова.

Режиссер Надежда Новикова рассадила зрителей прямо на планшете сцены – чтобы погрузить их в подводное царство эскиза «Зажабры» по мотивам сказок Салтыкова-Щедрина. Сложный метафорический текст оброс современными понятиями и образами. Так вобла стала блогером, а идеалист-карась заговорил более понятным жителям XXI века языком. 

Самое большое количество голосов по итогам зрительского голосования набрал эскиз по мотивам романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Один из лучших российских режиссеров бэби-театра Алмаз Садриев создал физический театр, в котором персонажи не пользуются словами, рассказывая историю на языке пластики, звуков, музыки и саунд-дизайна. Универсальный язык постановки увлек и детей, и взрослых и стал лидером голосования.

«Рекомендую всем посмотреть именно этот эскиз. В нем без слов все понятно, и смотреть приятно. Сошлось все – интересные декорации, хороший свет, в тему подобранная музыка, замечательные костюмы и грим. А самое главное – прекрасная игра актеров, которые воплощают задуманное режиссером Алмазом Садриевым, своей мимикой и пластикой удерживают внимание каждую секунду. 30 минут пролетели незаметно и хотелось продолжения. Желаю увидеть этот спектакль целиком», – делится зритель лаборатории Алевтина Лихачева.

Финал лаборатории показал, что произведения школьной классики действительно можно читать совершенно по-разному. Поскольку все эскизы оказались рассчитаны на разную возрастную категорию и получили самый позитивный зрительский отклик, выбирать между ними не стали. Сейчас руководство театра ведет переговоры со всеми тремя режиссерами о постановке спектаклей. Возможно уже в следующем году три эскиза, рожденных в процессе лаборатории, станут спектаклями в репертуаре Ирбитского драмтеатра.

Также Культура Урала рассказывала об открытии в Ирбите выставки работ художника, моряка и писателя Евгения Пинаева.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Олег Неустроев
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл