В Креативном кластере «Л52» открылась выставка, посвященная конструктивизму

Новый выставочный проект разместился в обновленном пространстве креативного кластера «Л52» – в балюстраде второго этажа, открытого после ремонта парадного двусветного зала. 

Выставка «Работать и жить. Свердловск» стала развитием проекта московского Центра «Зотов» – как говорят в музее, это издание второе, дополненное и переработанное. Весенняя выставка 2024 года в «Зотове» представляла порядка 500 экспонатов со всей страны, один из разделов был посвящен проекту первой пятилетки «Урало-Кузбасс», в том числе и архитектуре Свердловска.

«Мы привезли в Екатеринбург эту выставку, но дополнили ее большим количеством сюжетов, связанных с конструктивизмом Свердловска. Вообще, в музее давно была мысль, что на Ленина, 52 должна появиться выставочная площадка, которая бы рассказывала о конструктивизме и существовала бы на постоянной основе. Возможно, зал превратится в площадку для презентации свердловского конструктивизма», – рассказывает директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев.

Пять разделов посвящены архитектурно-строительному и промышленному скачку роста Свердловска в период 1920-1930 годов. В 1923 году Екатеринбург стал центром Уральской области, закрепив за собой статус столицы Урала, началась разработка проекта грандиозного Урало-Кузнецкого комбината, который должен был объединить уральский металл и кузнецкий уголь. Город превратился в большую стройку. В столице Среднего Урала появлялись новые здания из стекла и бетона, с чистыми фасадами и продуманной функцией. Они возвышались над привычными деревянными строениями – архивные снимки показывают Свердловск как город контрастов, а на хронике 30-х годов можно увидеть процесс интенсивного строительства.

«Сейчас главной доступной для нас достопримечательностью Уралмаша является его соцгород. Пятилучевая структура города была придумана архитектором Петром Оранским. В 30-е годы построили преимущественно восточную часть. Поэтому фотографы, всегда снимали соцгород Уралмаш со здания заводоуправления в восточную сторону, казалось, что он колоссален и огромен. В западной части тоже должны были появится кварталы-гиганты, куда более высотные здания, чем мы привыкли видеть на Уралмаше. Но задумка не удалась, случился переход к неоклассике, дома изменились стилистически, а дальнейшая застройка – это уже либо неоклассические дома, либо дома постсталинского периода, то, что мы привыкли называть хрущевками», – рассказывает куратор выставки Александр Думчиков.

Выставка рассказывает и о проектах, которые так и остались на бумаге – соцгорода Всероссийского электрического общества и «Химаппаратуры». Наиболее известный из амбициозных проектов, Площадь Парижской коммуны, можно рассмотреть на макете – как планировали новый центр Свердловска в 1920 годы.

На выставке собраны материалы из фондов Музея истории Екатеринбурга, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Госархива Свердловской области, Библиотеки Белинского, Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, Музея истории завода Уралхиммаш и Музея истории завода Уралэлектротяжмаш.

Производственная тема на выставке поддержана индустриальными ароматами, подобранными художницей Ириной Суворовой.

Выставка «Работать и жить. Свердловск» работает в креативном кластере «Л52» на Ленина, 52 (вход с пр. Ленина). (12+)

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, фото: Анастасия Ядрышникова
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл