В международном центре искусств «Главный проспект» представили обновленную экспозицию: посетители могут увидеть выставку «Питер Пауэл Рубенс и его время» и выставку Владимира Аксенова «Обретение».
Жемчужиной выставки «Питер Пауэл Рубенс и его время» станет шедевр Рубенса с 400-летней историей – «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» (1618 год).
«То, что эта работа сегодня выставлена в галерее «Главный проспект», дает возможность жителям Екатеринбурга и нашим гостям полюбоваться великим искусством. Это действительно великое искусство, шедевр мировой живописи», – подчеркнул первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов.
История картины напоминает детектив – в Государственном Эрмитаже, где она сначала хранилась, ее считали лишь копией и несколько десятилетий держали в запасниках. В 1976 году работу передали в дар Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств, его директору Валерию Карпову после осмотра пришла мысль, что это может быть подлинник, но предположение еще нужно было доказать. Чтобы доказать авторство Рубенса, потребовалось подождать еще 40 лет. Все это время картина находилась в хранилище. Она была в очень плохом состоянии, но реставрировать огромное двухметровое полотно желающих не находилось. Лишь в 2012 году реставратор Антонина Наседкина из Нижнего Тагила приступила к работе. За четыре месяца она сняла с полотна четыре слоя лака. Постепенно вся площадь лакового покрытия была осторожно утончена и выровнена – открылась подлинная, тонкая, красивая по колориту авторская живопись.
Микрофрагменты грунта, пигменты красок и ниточки холста отправили в Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. Полгода готовилась химическая экспертиза, которая подтвердила: картина создана в начале XVII века, во время жизни Рубенса.
Искусствоведы Эрмитажа изучали технику живописи. Сейчас в музее имеется заключение: «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» принадлежит кисти Рубенса и написана в 1618-1620 годах при участии двух его самых выдающихся учеников – Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Как считают эксперты, это ранний, авторский вариант картины художника «Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа», более поздний хранится в Художественно-историческом музее в Вене.
«У Рубенса был свой, особый, прием написания глаз. Никто из учеников не смог перенять его манеру написания глаз, и поэтому это был элемент, по которому сразу можно было определить Рубенса», – сказал генеральный директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов.
Кроме того, на выставке «Питер Пауэл Рубенс и его время» представлены работы лучших граверов Европы начала XVIII века, созданных по произведениям Рубенса. В частности – серия гравюр «Жизнь Марии Медичи, созданных в начале XVIII века выдающимися мастерами своего времени по знаменитым живописным оригиналам Рубенса. Потомок известной итальянской династии, королева Франции Мария Медичи заказала художнику цикл картин на темы из своей собственной биографии, которым предназначено было стать украшением галереи Люксембургского дворца. Изданный в Париже в 1710 году альбом гравюр «Жизнь Марии Медичи» считается одним из самых выдающихся образцов французского гравировального искусства.
Картину Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» и серию гравюр «Жизнь Марии Медичи» можно увидеть в галерее «Главного проспекта» до 10 марта.
Выставка «Обретение» для ее автора Владимира Аксенова – это процесс поиска и нахождения того высшего порядка и гармонии, которые должны быть именно в данном произведении, интуитивное прозрение в творчестве.
На каждом квадратном сантиметре холста, тщательно проработанном, разворачивается увлекательное действо, которое проявляет себя во взаимодействии цвета и форм. Фон в произведениях обладает смысловой насыщенностью, подобно информационному полю. Некоторые формы контрастируют с фоном, как бы обнажаясь, открываясь со всех сторон, другие словно растворяются в нем. Художник выстраивает композиции, разворачивая одну за другой плоскости, находящиеся между собой в различных сложных отношениях. Глядя на работы Владимира Аксенова, создается впечатление, что формы проявляются, становятся видимыми в результате алхимического процесса, подконтрольного художнику. Они напоминают нечто живое, но отнести образы к области человеческого, животного или какого-либо еще знакомого нам мира чаще всего сложно. Сам художник не возражает, когда зритель в его работах ищет сходство абстрактных образов с реальными объектами: это активизирует мысль, побуждает внимательнее рассмотреть произведение. Образы, созданные художником можно интерпретировать по-разному, они вступают с нами в диалог потому, что мы пытаемся их осмыслить, но мы никогда по-настоящему не можем быть уверены, что поняли их. Или это понимание иного порядка – постижение художественной истины в ее цельности, без слов.
Среди произведений Владимира Аксенова представлено несколько портретов с гипертрофированными чертами лица. Их можно воспринимать как портреты материи (в аристотелевском понимании), избыток которой не укладывается в привычные рамки. Это феномен некой субстанции, осознавший себя и выделившийся из общей нерасчлененной массы. Его уродливость – как разновидность индивидуальности, способ заявить о себе.
Натюрморты художника представляют собой как бы взгляд человека со значительно измененным восприятием (или не человека вообще) – предметы напрочь лишены привычного смысла, воспринимаются как уплотнения пространства, имеющие свою фактуру и цветовую характеристику.
В творчестве Владимира Аксенова можно увидеть глубинное желание проникнуть за горизонты человеческого сознания. Никаких бытовых политических подтекстов – это уход в метафизику. Такой отстранение от привычного человеку состояния, когда все названо, определено на свое место и наделено смыслом, позволяет отдохнуть от нагромождения «слишком человеческого» и увидеть, пережить нечто первозданное.