После завершения выставки избранные произведения займут место в постоянной экспозиции Музея наивного искусства.
Выставку «Генеральное поступление» составили работы, переданные в дар Екатеринбургскому музею изобразительных искусств минувшим летом. 112 произведений и более тысячи раритетных изданий по хорватскому наиву передал известный коллекционер Владимир Тёмкин. Еще 19 работ из его собрания музей приобрел при спонсорской поддержке Рады Русских. На сегодняшний день Екатеринбургский музей ИЗО является обладателем крупнейшей коллекции хорватского наивного искусства в России.
«Здесь сложилась какая-то идеальная музейная история – коллекционер, материал, партнер, выставка и постоянная экспозиция. Собрать настолько организованную, четко системную коллекцию, деятельность музея, к сожалению, не позволяет. Поэтому огромная благодарность всем коллекционерам, собирателям, меценатам, кто помогает музеям сохранить произведения искусства. Музей наива регулярно пополняется благодаря коллекционерам, именно этот раздел является главным примером, как должно формироваться музейное собрание», – отметил директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
На выставке представлены работы четырех поколений Хлебинской школы наивного искусства. Название экспозиции, «Генеральное поступление», отсылает к одному из самых известных хорватских авторов, Ивану Генераличу. Он относится ко второму, послевоенному поколению художников-самоучек, работавших в селе Хлебине и ближайших окрестностях. Во многом благодаря ему зародились традиции Хлебинской школы, а хорватский наив стал мировым достоянием.
«Это были крестьяне с 3–5 классами образования, они никогда не работали художниками, это хлеборобы, виноградари, пчеловоды. И они пишут любовь к своей родине – это сельские пейзажи, такой неагрессивный патриотизм, такой, каким он должен быть на самом деле. Картины эти умиляют», – рассказывает заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея ИЗО Андрей Бобрихин.
Пик интереса к хорватскому наиву пришелся на 60-80 годы ХХ века. Работы активно приобретались для крупнейших мировых музеев и частных коллекций. Ажиотаж спал в 80-е, во многом из-за распада Югославии и последующей гражданской войны.
Большинство работ хорватских авторов выполнены в уникальной технике реверсной живописи на стекле. Картины пишутся на обратной стороне стекла, послойно в обратном порядке – первой наносится авторская подпись, затем детали переднего плана, завершает все нанесение общего фона работы.
«Мало кто из художников делает проработанный эскиз со всеми деталями. Как правило, он очень схематичен, выполняется на бумаге, сверху кладется стекло и на него наносится краска. Чтобы посмотреть, что получается, стекло откидывают – смотрят и опять кладут на бумагу. Здесь надо держать в голове концепт, обладать хорошим пространственным мышлением, чтобы понимать, как послойно все будет написано. В отличии от традиционных техник, в реверсной живописи исправить что-либо невозможно. Если ошибка совершена, ее уже нельзя вычистить, чтобы не нарушить другие красочные слои. Поэтому работа пишется на чистовую», – рассказывает коллекционер и популяризатор хорватского наива Владимир Тёмкин.
На выставке представлены работы классиков хорватского и мирового наивного искусства – Ивана Генералича, Мийо Ковачича, Драгана Гажи, Ивана Лацковича, а также современных хорватских авторов.
Выставка открыта до 11 февраля 2024 года в Музее наивного искусства на Розы Люксембург, 18. После завершения выставки часть работ займет свое место в постоянной экспозиции музея.
Также читайте о выставке «Екатерина I – наследница дел Петра Великого», которая работает в Центре «Эрмитаж-Урал».