
Нижнетагильский театр драмы представил последнюю премьеру театрального сезона, которая стала продолжением театральной лаборатории 2023 года.
Страшную фантазию для взрослых на сцене Нижнетагильской драмы поставил петербургский режиссер Георгий Цнобиладзе. Спектакль «Лир» стал миксом британского средневековья и «лихих 90-х»: шекспировский текст и индустриальный пейзаж Тагила, современная российская и зарубежная музыка. Разные эпохи соединились и в костюмах – признак 90-х, малиновый пиджак становится в спектакле королевским одеянием. Но страсти на сцене кипят вневременные – лесть, предательство, семейная драма, передел собственности и власти.
Это уже второе обращение режиссера к шекспировскому материалу в рамках сотрудничества с Нижнетагильским драматическим театром. Спектакль вырос из его эскиза на лаборатории «Театр. Завод. Шекспир», которая состоялась в 2023 году в нетеатральных локациях.
«Мое знакомство с «Королем Лиром» проходило на лаборатории, где мы пробовали играть Шекспира в цехах старого Демидовского завода. И сейчас я оставил эту идею, мы постарались сконструировать завод на сцене театра. Поэтому у нас есть вводная, что это не просто Шекспир в Тагиле, это Шекспир заводской, уральский. Это часть эксперимента, история звучит в реалиях современных или недавнего прошлого и звучит также достоверно и обоснованно», – рассказывает режиссер спектакля Георгий Цнобиладзе.
Завод на театральной сцене воссоздал художник-постановщик Анвар Гумаров, над костюмами работала Юлия Зятькова, кинематографичное световое оформление Алексей Попов. Роль Лира сыграл артист Нижнетагильской драмы Валерий Каратаев.

«В начале трагедии Лир – это самовлюбленный властитель, которые настолько привык к почитанию, что думает, что передав королевство дочерям, сохранит всеобщее преклонение. Затем он переходит к стадии ненависти к своим дочерям. А позже начинает сознавать в целом несовершенство мира и прозревает, впадая в безумие! После сцены бури и «суда» над дочерьми мы видим абсолютно сломленного Лира. И Валерий Каратаев передает это безупречно: его герой буквально лишается сил, а также почти утрачивает способность говорить. Контраст властного, «громкого» Лира в начале спектакля и абсолютно раздавленного старого человека в этой сцене поражает», – делится впечатлениями зритель спектакля, преподаватель Нижнетагильского социально-педагогического института Галина Авдеева.
Спектакль «Лир» поставлен на грант Министерства культуры Свердловской области.
Также Культура Урала рассказывала о премьере спектакля «Звездопад» в Камерном театре.