
Как Прокудин-Горский для России, так Метенков для Урала. В антикварных магазинах мира если вы увидите открытку начала XX века с видами Урала, почти наверняка её автором будет Вениамин Метенков. Это имя забыли бы окончательно, но вмешался неравнодушный фотограф. В 1990-х житель Екатеринбурга краевед и фотограф Евгений Бирюков, добился чтобы в центре города был открыт Фотографический музей «Дом Метенкова». Почему мы называем Вениамина Метенкова главным фотографом старого Урала читайте в материале Тины Гарник.
Мы знаем, как выглядел Урал на рубеже XIX-XX веков благодаря первым фотохудожникам того времени. Самое большое наследие оставил Вениамин Метенков (1857–1933), посвятивший всю жизнь фотографии и организации фотодела. Рассказываем о жизни, творчестве и новациях фотолетописца Екатеринбурга и всего Урала.
ФОТОГРАФИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Вениамин Метенков стремился сделать фотографию доступной в буквальном смысле каждому. Тем, кто сам хотел снимать, он предлагал сотни наименований фототоваров и лично консультировал – и по технике, и по искусству фотографии, и по проявке. Свой опыт он суммировал и опубликовал в «Руководстве для начинающих фотографировать», которое также продавалось у него. Из фрагментов увесистых каталогов магазина Метенкова известно, что он был готов подобрать фотоаппарат для каждого увлеченного: хоть за рубль для студентов, хоть за тысячу – для господ.
Такого же подхода он придерживался и в ателье. Предприниматели, промышленники и просто обеспеченные горожане регулярно наведывались к Метенкову за торжественной семейной съемкой или парадным личным портретом. Но было у него и предложение для крестьян и рабочих. Сохранились кадры людей в простой одежде и лаптях – на фоне декораций с царским дворцом и шикарными фонтанами. Это было не бесплатно, но доступно обывателям. Печатали быстро: заглянув в ателье утром, в самом начале базарного дня, вечером торговцы отправлялись домой уже с готовым портретом.

Вообще, Метенков с большой изобретательностью придумывал, чем порадовать своих клиентов. Одной из его новаций стала перспективная групповая съемка. Если раньше людей в кадре можно было располагать только на одной линии, то он смог добиться того, чтобы даже при сложной композиции не терялся фокус на лицах. Для таких групповых портретов подбирались специальные декорации и фоны. Декорации, фоны, различные атрибуты – ателье можно было посещать регулярно, и каждый раз выходить с портретами в новом антураже.
Метенков первым на Урале стал использовать искусственный свет при съемке, и это требовало большой выдержки. Поэтому фотограф подбирал колонны или другие стилизованные опоры, чтобы люди в кадре могли разместиться с комфортом.
Для артистов фотограф разработал специальное предложение – печать афиш и пригласительных билетов с портретом. Светским людям пришлись по душе миниатюрные картинки для наклеивания на письма и визитные карточки. Метенков нашел способ даже для мгновенной печати: через пять минут после съемки были готовы «ферротипии» на металлических пластинах. А также хромофотографии, зеркальная эмаль, печать даты на фото, хранение негативов и многое другое.
В искусство фотографии он влюбился еще подростком.
«ФОТОГРАФИЧЕСКIЙ МАГАЗИНЪ МЕТЕНКОВА: СКЛАДЪ ИЗДЕЛIЙ»

Во второй половине XIX века фотография и ее возможности уже были известны многим, однако все еще оставались диковинкой. Посещение фотосалона было большим семейным событием. Таким оно стало и для семейства Метенковых: во время поездки в Москву на Всероссийскую политехническую выставку они побывали у Михаила Настюкова – одного из первых фотографов царской России. Вениамину Метенкову было всего 15 лет, и встреча с Настюковым и его подмастерьем Максимом Дмитриевым, будущим фотохроникером Поволжья, стала поворотной.
Родители-старообрядцы не одобряли подобного увлечения, считая фотоаппарат «бесовской штукой». Но и это не остановило начинающего фотографа. Купив с первых заработков фотоаппарат и вернувшись в родной Миасс, Метенков сначала ездил по окрестным селам и приискам, чтобы фотографировать за деньги портреты промышленников и золотоискателей. А затем открыл свое первое фотоателье.

В 1883 году Вениамин Метенков переехал в Екатеринбург, где также открыл фотоателье по адресу Вознесенский проспект, 22 (сейчас ул. Карла Либкнехта). Судя по рекламным объявлениям в газетах того времени, он делал индивидуальные и групповые фотографии, а также снимал копии с планов и чертежей, производил хромофотографии и печатал изображения в разных форматах. Кроме того, он сам, будучи членом Русского технического общества, ремонтировал, конструировал и совершенствовал фототехнику и материалы, а также сумел наладить прямые поставки аппаратуры ведущих мировых производителей. Например, он продавал фотоаппараты и линзы Carl Zeiss, Kodak и Goerz, и названия этих уважаемых производителей украшали фасад магазина.
За это время Метенков женился, и супруга Евдокия Васильевна полностью разделяла его страсть к фотоделу. Именно на ее имя в 1895 году был выкуплен особняк по адресу Вознесенский проспект, 36 (сейчас ул. Карла Либкнехта, 36). На первых порах магазин фотографических принадлежностей даже носил ее, а не его имя. Здесь они и жили, и работали: дело Метенковых объединило все направления – фотоателье, магазин, ремонт. Через несколько лет супруги усовершенствовали студию: они построили деревянный фотопавильон со стеклянным панорамным витражом. Такое окно, наклоненное под особым углом, пропускало максимум естественного света и помогало добиваться большей четкости изображения.
УРАЛ НАВСЕГДА

Если фототехника и фотопортреты принесли Метенкову славу при жизни, то видовые съемки уральских пейзажей и заводов сохранили его в веках.
На рубеже XIX-XX веков сквозь Урал прошла Транссибирская магистраль, путешествия по стране стали более доступны и востребованы, и закономерно вырос спрос на путеводители с фотографиями и почтовые открытки. Бесстрашный путешественник, Метенков объехал весь Урал и запечатлел самые разные стороны его жизни. Индустриальные ландшафты с сильными машинами и промышленной архитектурой, суровая природа, древние горы и могучая Чусовая, нарядный Екатеринбург и повседневный быт заводчан – кажется, его интересовало буквально все. В поисках оригинальных решений, фотограф первым стал снимать городские пейзажи с верхних точек – колоколен храмов. Именно по его снимкам мы знаем панораму старого Екатеринбурга.
Из таких кадров Метенков собирал чаще всего наборы открыток, но кроме того, он печатал красивые подарочные альбомы и отдавал фотографии для иллюстрации путеводителей и книг. Еще один удачный ход – выпустить сувенирные открытки из пяти изображений, напечатанных фототипией на длинной картонной ленте: в сложенном виде эта лента превращалась в конверт для отправки писем.
Метенков дружил с Дмитрием Маминым-Сибиряком. Писатель обращался к нему за иллюстрациями к своим произведениям, посвященным Уралу, а также, конечно, сам ходил фотографироваться в ателье – и один, и с семьей. Трудно сказать, сколько фотографий Урала было создано мастером, но только сохранившееся наследие Метенкова насчитывает сотни снимков. Среди самых известных альбомов – «Виды Урала», «Виды города Екатеринбурга», «Река Чусовая», «Виды Сибирско-уральской научно-промышленной выставки».
Фотографии Вениамина Метенкова были отмечены Серебряной медалью на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 года и Золотой медалью Всемирной фотографической выставки в Париже в 1889 году.

Метенков шел в ногу со временем: он заинтересовался и зарождавшимся кинематографом. В 1900-1910-е в ассортименте магазина появились услуги для кинотеатров, а вскоре он и сам начал снимать документальные фильмы. В Госфильмофонде есть 12 чудом сохранившихся фрагментов его лент «Екатеринбург во время масленицы», «Торжество в Екатеринбурге по случаю 50-летия отмены крепостного права» и других. Как видно из названий, они посвящены Екатеринбургу и показывают парадную городскую жизнь.
После революции, в 1919 году, семья Метенковых была вынуждена спасаться бегством вместе с отступающей белой армией. За время их отсутствия дом конфисковали, а фотопавильон разобрали. В 1920-е Метенков работал на разных должностях, так или иначе связанных с фотографией и кино, а также заведующим магазином при «Совкино». Он скончался в 1933 году в безвестии, его архив считался утраченным (как позднее оказалось – далеко не полностью).
Однако в 1993 году был основан, а в 1998 году открыт единственный на Урале фотографический музей. И вполне логично, что разместился он в уцелевшем особняке, где некогда жил и работал самый известный фотограф старого Екатеринбурга – Вениамин Метенков. В основу фонда музея легла частная коллекция Евгения Бирюкова: техника, снимки, афиши, открытки и другие артефакты, связанные с развитием фотоискусства на Урале. Дом фотографа продолжил служить делу фотографии. На первом этаже его до 2024 года действовал фотомагазин с возможностью проявления аналоговой пленки или печати фотографий. В 2024 году начался капитальный ремонт дома.

Команда музея переехала на время ремонта в иное здание, где открыла выставку с провокационным названием «Веня жив?», уже самим вопросом доказывая, что о Метенкове на Урале продолжают помнить.