Военно-оркестровая служба на Урале

Быть музыкантом в форме — привилегия или повинность? Поневоле задумаешься об этом в нынешнем морозном феврале, когда в день Вооруженных сил военные оркестры по всей стране вышли на плац, чтобы приветствовать торжественными маршами войсковые построения. В 2021 году был еще и дополнительный повод для праздника — исполнилось 310 лет российской военно-музыкальной службе.

Указ о её создании в 1711 году подписал Петр I. Первый русский император, как известно, любил всякие новшества, особенно привнесенные из-за границы, но музыканты сопровождали военные кампании и повседневную жизнь в армии с древних времен.

В Никоновской летописи упоминается сурна и набат, известно, что покоритель Урала и Сибири Ермак взял с собой в поход песельников с набором народных инструментов, стрелецкую пехоту на рисунках XVII века сопровождают барабанщики, еще Иван Грозный создал специальный Приказ для управления военной музыкой государства. Но только при Петре к каждому пехотному полку в обязательном порядке были приписаны 9 гобоистов и 16 барабанщиков, причем один из гобоистов должен был быть немцем и передавать свои умения русским оркестрантам.

Поначалу в обязанности музыкантов входили сугубо военные задачи. Ходить строем и выполнять команды в едином ритме намного удобнее, когда его задает мерный рокот барабана, а сигналы войскам подают звонкие духовые. Первый полноценный военный оркестр был создан в России только в 1882 году для сопровождения протокольных государственных церемоний.

Сейчас же в России около 250 военных оркестров, приписанных к полкам, военным учебным заведениям, штабам военных округов. В их составах действующие военнослужащие российской армии, носящие военную форму и живущие, что называется, «по Уставу».

Юрий Игнатович Бучуков, дирижер, преподаватель Свердловского музыкального училища, доцент Уральской консерватории, долгое время возглавлявший оркестр штаба Уральского, а затем Центрального военного округа, начал свою военную службу в 14 лет.

«Я учился в Военно-музыкальной школе, что раньше была на углу Вайнера и Антона Валека. Потом ее перевели на Сибирский тракт, сделали гражданской, но порядки все так и остались — военные. А после восьми классов меня пригласили в оркестр штаба округа. И уже 7 ноября 1971 года, в 14 лет, я участвовал в военном параде. А в 74-м году, когда подошел призывной возраст, прошел двухмесячный курс молодого бойца в роте охраны штаба. Потом были два года срочной службы, сверхсрочная... Так что хлебнул «тягот и лишений воинской службы» полностью. Потом уехал учиться в московскую консерваторию и в 95-м году вернулся в оркестр уже офицером, дирижером. Нынешняя молодежь идет в военный оркестр сразу на контракт, кого-то берут из консерватории, кого-то я рекомендую. А к музыкантам в армии те же требования, что и к «обычным» военнослужащим. Когда объявляют боевую готовность — они так же заступают в караул, получают автоматы. Раньше-то только у меня одного был пистолет на всех, как у начальника, офицера».

«Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил», - говорил Суворов. А Наполеон, вспоминая войну 1812 года, писал: «В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка».

Известны примеры настоящей воинской доблести русских музыкантов. В бою под Мукеденом во время Русско-японской войны начала XX века семь трубачей и флейтистов во главе с капельмейстером Ильей Шатровым подняли в контратаку остатки полка и прорвали окружение, за что были награждены высшими солдатскими наградами императорской армии. 

Во время Великой Отечественной войны на фронте поначалу было не до музыки. Но в 1944 году специальным приказом маршала Жукова военные оркестры стали штатными единицами в войсках, а музыканты, годные к строевой службе, не только играли на передовой и во время стоянок, воодушевляя бойцов, но и участвовали в обеспечении тех, кто сражался на линии фронта, боеприпасами, помогали в эвакуации раненых. Многие из них после войны продолжали служить в армии.

«У нас был начальник военно-оркестровой службы, Семен Александрович Чернецкий. Он воевал, глаз потерял на фронте. Николай Михайлович Назаров был командиром полка во время войны, потом стал руководить военно-оркестровой службой Минобороны, - рассказывает Юрий Бучуков, - Оркестр в воинской части подчиняется начальнику штаба.  Это означает, что его предназначение — обеспечивать полноценную жизнь подразделения не только в мирное время, но и когда войска приводятся в состояние боевой готовности. Мы, например, по тревоге всегда ездили разворачивать пункт приема личного состава».

Военные оркестры и сейчас существуют во многих странах. Но если в прошлые века музыканты обеспечивали полноценную связь и управление массами войск, сосредоточенных на ограниченной территории, то сегодня, когда «театр военных действий» - понятие скорее условное, оркестры исполняют чисто церемониальную функцию. И - сохраняют традиции. Одна из них — специфические музыкальные инструменты, которые можно увидеть только на параде: бунчук, выполненный в виде лиры, либо в виде полумесяца, украшенного колокольчиками, тамбуршток — своего рода дирижерская палочка оркестра на марше.

Юрий Бучуков, побывавший с нашим оркестром во многих странах на международных фестивалях военной музыки, сетует:

«По сравнению с симфоническим оркестром у духовиков не настолько богатые традиции. Первое большое произведение для духового оркестра – Траурно-триумфальная симфония – было написано Гектором Берлиозом в 1840-м году. И до сих пор в Европе духовое творчество более развито. Во многих школах, колледжах, высших учебных заведениях есть духовые оркестры. У американцев немного другой стиль, они более склонны к джазу. Нам по духу ближе итальянцы - мелодисты, эстеты. А вот приехавший к нам шведский оркестр выступал на лошадях. У каждой страны есть свой стиль».

Но есть в российской духовой военной музыке уникальная композиция, которую знает, без преувеличения, каждый. Это знаменитый марш «Прощание славянки», который был создан тамбовским военным трубачом Василием Агапкиным в 1912 году. Уже через несколько лет он был записан на граммофонную пластинку, молниеносно распространился по стране, в Европе, и быстро стал одним из музыкальных символов России, а чуть позже — белого движения во время гражданской войны.

Есть легенда, что сам Агапкин, дирижировавший оркестром во время знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, откуда войска уходили прямо на фронт, исполнял свою знаменитую мелодию. Об этом даже вспоминают очевидцы. Но на самом деле марш был «реабилитирован» значительно позднее. Это сделал Михаил Калатозов в фильме 1957 года «Летят журавли» в знаменитой сцене проводов. И уж, конечно, «Прощание славянки» никак не могло звучать в 20-е годы перед отправкой на бой конного эскадрона Красной армии, как это показал в трогательной цене своего дебютного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никита Михалков.

Современный военный духовой оркестр — это красиво и эффектно. Что подтвердил оркестр нашего военного округа, когда полковник Александр Павлов создал свое знаменитое шоу, получившее в народе название «Танцующий оркестр».

«В 2008-м, когда возобновились конкурсы военных оркестров, мы показали свое шоу в Концертном зале Чайковского в Москве перед полуторатысячной аудиторией военных дирижеров, музыкантов, курсантов со всей России. После выступления зал гремел от восторга. А на следующий день наш оркестр играл плац-концерт на площади Маяковского, эффект был тот же. Это, конечно, запоминается на всю жизнь. Но всему свое время. С одной стороны, военный оркестр раньше выполнял только свою прямую функцию — равняйсь-смирно, здесь открыть митинг, там его закрыть, поиграть на площади, в парке. А Александр Витальевич начал развивать шоу всерьез. Но во всем должна быть своя мера - и в поведении музыкантов на сцене, и в отношениях дирижера с оркестром. Ну, и потом — военная форма обязывает», - вспоминает Юрий Бучуков.

Текст Алексея Вдовина для Культура-Урала.РФ. Фотографии Евгения Поторочина, Кирилла Дедюхина.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл