
Руководители образовательных учреждений в сфере культуры Свердловской области поделились опытом воспитательной работы.
Образовательные учреждения в сфере культуры обладают важным опытом духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения и серьезным ресурсом для его реализации – учащиеся участвуют в просветительской деятельности, социально-культурных и благотворительных мероприятиях, активно включаются в волонтерство. Кроме того, учреждения культуры имеют возможность вовлечь в свои мероприятия не только учащихся, но и их семьи, и в целом население территорий.
«Художественное образование как особый способ познания мира не только обеспечивает процесс приобщения детей к культуре родной страны, но и воспитывает и развивает у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов», – отметила в докладе заместитель начальника отдела профессионального искусства и художественного образования Министерства культуры Свердловской области Лилия Механова.
Система художественного образования Свердловской области является одной из самых масштабных в стране: она включает 162 детских школы искусств, 9 профессиональных образовательных учреждений, 2 государственных вуза. На коллегии Министерства культуры Свердловской области руководители образовательных учреждений поделились своим опытом работы.
О воспитательных аспектах при реализации дополнительных предпрофессиональных программ рассказала директор Детской музыкальной школы Ревды Елена Козырина. По ее мнению, решение воспитательных задач детскими школами искусств возможно только при системной работе на протяжении всего времени обучения ребенка.
«Основой воспитательной работы мы выбрали тему сохранения, изучения и транслирование музыкального наследия Урала. В 90-е годы у нас возникла идея творческих встреч с уральскими композиторами, когда учащиеся готовили концертную программу, а композиторы ее слушали. Затем педагогический коллектив школы решил приучать учащихся и жителей к народной музыкальной культуре. Мы понимали, что интерес к музыкальному материалу Урала не пропадает, и уральская тема становится приоритетным направлением деятельности школы. С 2013 года региональный компонент стал неотъемлемой частью каждой предпрофессиональной программы», – рассказала директор Детской музыкальной школы Ревды Елена Козырина.

Директор Верхнесинячихинской ДШИ Игорь Чечулин поделился опытом воспитания обучающихся через коллективное оркестровое исполнительство. Оркестровые коллективы являются крепким содружеством единомышленников, вырабатывают чувство локтя, сплоченность, единую энергию, не только среди музыкантов, но и среди зрителей.
Это подтверждает интерес к Открытому фестивалю духовых и эстрадно-джазовых оркестров «Новое дыхание», который школа проводит с 2018 года. Если в первый год фестиваль собрал 4 оркестра, состоящих из 90 музыкантов, то в 2023 году участниками проекта стали 28 оркестровых коллективов, состоящих из 800 исполнителей. Соответственно, вырос и интерес зрителей, фестиваль стал настоящим региональным праздником.
Воспитанию гармоничной, эрудированной, конкурентноспособной личности через практическую профессиональную подготовку уделяют большое внимание в Уральском хореографическом колледже. Студенты Свердловского колледжа искусств и культуры участвуют в волонтерских и социально-культурных проектах, что помогает не только повысить социальную активность ребят, но и отточить их профессиональные навыки. На сегодняшний день на портале Ассоциации волонтерских центров DOBRO.RU зарегистрировано две волонтерских организации на базе профессиональных образовательных учреждений Свердловской области – в Свердловском колледже искусств и культуры и Асбестовском колледже искусств. В 2022 году волонтерскими организациями проведено 49 мероприятий.

Формирование системы профессиональных коммуникаций в Уральской специальной музыкальной школе считают основой музыкального образования.
«Самой главной для нас является внутренняя коммуникация, которая должна быть направлена на формирование чувства семьи. Это гордость за семью, ответственность за традиции – в этом году наша десятилетка отмечает 80-летие. Начинается все с простых вещей – у нас все дети обязательно ходят со значком десятилетки. Если ты гордишься нашим учебным заведением, значит окружающие должны видеть, что ты являешься его частью», – считает директор Уральской специальной музыкальной школы Эльвира Архангельская.
Члены коллегии рекомендовали поддерживать проектную деятельность детских школ искусств, направленную на формирование чувства патриотизма, бережного отношения к культурному наследию и народным традициям, а также способствовать вовлечению обучающихся в волонтерскую деятельность, в том числе путем создания на базе учреждений волонтерских организаций.