Выставка «Масочный режим» начала работу в Свердловском краеведческом музее

Выставка «Масочный режим», посвященная средствам защиты и жизни в условиях пандемии, накануне начала работу в краеведческом музее. Проект приурочен к Году медицинского работника в Свердловской области, он не только знакомит посетителей с историей масок, но и рассказывает о подвиге врачей, работающих в красной зоне во время пандемии.

В экспозиции представлены шаманские, военные, театральные, погребальные, защитные профессиональные маски, insta-маски, и, конечно, медицинские маски – самый популярный артефакт современности. Многие предметы ранее никогда не выставлялись. Например, ритуальные маски индейцев с Аляски, которая раньше принадлежала Российской империи.

Вообще, у каждого экспоната своя история. Так, шерстяную маску-балаклаву носил участник экспедиции «Советская Россия» Юрий Рыбин в 1982 году, а маска электросварщика принадлежала строителю газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» — одного из крупнейших инфраструктурных проектов СССР.

Для удобства посетителей экспозиция состоит из трех частей. Первая посвящена истории появления масок. По словам автора выставки, научного сотрудника Свердловского областного краеведческого музея им. О.Е. Клера Татьяны Мосуновой, маски, созданные для защиты от вирусов, появились еще в Средневековье: все мы знаем, как выглядела маска доктора, который лечил больных от бубонной чумы. На выставке также представлены маски шаманов, воинов, респираторы, противогазы, защитные маски.

Вторая часть посвящена «коронавирусным» артефактам 2020 года: здесь демонстрируются медицинские маски, костюм врача, плакаты. В третьей части экспозиции представлены рассказы свердловчан о жизни в пандемию. На основании собранных материалов сотрудники музея выделили самые популярные слова карантина и определили занятия, которым люди уделяли время в период самоизоляции. В частности, многие стали больше читать или заниматься творчеством. Также экспозиционеры решили показать самые необычные тканевые маски, ведь в коронавирусный 2020 год маска превратилась в символ самовыражения.

«На этой выставке можно рассказать об этнографических особенностях масок и о влиянии масок на культуру. Мы хотели задать общий философский вектор, чтобы люди поразмышляли над тем, меняемся ли мы, когда на нас маска? В культуре маска, с одной стороны, символ защиты, с другой стороны, это граница двух миров, между жизнью и смертью. В начале карантина многие говорили, что мир изменится, мы предлагаем гостям подумать и об этом. Также поднимаем вопрос экологии – одна медицинская маска разлагается 500 лет, а их производство за последний год серьезно увеличилось. Вполне возможно, через 100 или 200 лет не останется ни одной точки земного шара, где бы не нашлось трехслойной маски», – рассказывает автор выставки Татьяна Мосунова.

Добавим, что в день открытия выставки «Масочный режим» в музейно-выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл» также состоялась презентация почтового конверта с портретом Онисима Клера, логотипом юбилея музея и символикой УОЛЕ. Дизайн конверта разработал известный екатеринбургский художник Александр Баженов в честь 150-летия основателя музея Онисима Клера. Конверт выпущен тиражом 200 тысяч экземпляров и содержит знак почтовой оплаты – литеру А, для отправки в нем письма или открытки весом до 20 граммов в любой российский регион дополнительных марок не потребуется. Приобрести юбилейные конверты и придать им коллекционную ценность, погасив их специальным штемпелем, все желающие смогут в центральном отделении почтовой связи Екатеринбурга на проспекте Ленина, 39.

Служба новостей информационного портала Культура-Урала.РФ
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл