Выставка, посвященная Екатерине I, открылась в Екатеринбурге в рамках Дней Эрмитажа

Коляска для прогулок по Петергофу, поднос из первой меди Екатеринбурга и прижизненный портрет Петра I – в Центре «Эрмитаж-Урал» открыли экспозиции в рамках Дней Эрмитажа.

Дни Эрмитажа проходят в Екатеринбурге в восьмой раз. Масштабный проект объединил три экспозиции на двух музейных площадках города, лекционную программу, научную конференцию, а также мастер-классы для реставраторов. 

«Этот проект – часть большой выставочной политики Эрмитажа.  Он основан по специальной системе музеев-спутников, которая осуществляет культурно-музейное единство России. Эта система не просто про связи, она про то, как искусство становится доступным и при этом соединяет Россию. Чтобы большой музей постоянно присутствовал в разных местах страны – такого нет нигде. Эрмитажная программа рассчитана на много лет и эти выставки укладываются в три линии – российская имперская история, важнейшая линия реставрации и мировая культура», – рассказывает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Центральной экспозицией, приуроченной к 300-летию Екатеринбурга, стала выставка «Екатерина I – наследница дел Петра Великого». В экспозицию вошли около 150 экспонатов, связанных с жизнью Екатерины Алексеевны и ее окружения: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и научные приборы из Государственного Эрмитажа. Авторы проекта отмечают сложность его создания – несмотря на то, что Екатериной Первой было многое сделано, она всегда оставалась в тени своего супруга.

«Когда мы начинали эту выставку, нам все говорили в спину – вы такую выставку не сделаете, вы не наберете столько вещей в Эрмитаже. Но когда мы обращались к хранителям, они все отзывались и находили у себя в фондах какие-то вещи, связанные с Екатериной I. Это выставка многосоставная. Ювелирные изделия из галереи драгоценностей, предметы из галереи Петра Великого, которые мы просто сняли из экспозиции, чтобы привезти в Екатеринбург – тот самый медный поднос, наша гордость и шедевр. Потрясающие портреты – после реставрации они выглядят такими, как их видели те, кто изображен на них», – рассказывает куратор выставки, заведующий сектором «Зимний Дворец Петра I» Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Сергей Нилов.

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке, от московского периода Петра I и его знакомства с Екатериной I и до ее кончины. Специально для проекта был отреставрирован портрет Екатерины I кисти Жана-Марка Натье. А в процессе подготовки выставки Эрмитажу был преподнесен в дар прижизненный портрет Петра I работы художника Яна Купецкого – он экспонируется впервые. 

Можно увидеть медные деньги, изготовленные в Екатеринбурге в царствование Екатерины Алексеевны, а также поднос, сделанный в 1723 году из первой пробы меди Екатеринбургского завода и преподнесенный в дар Петру I. На входе в выставочный зал посетителей встречает отреставрированная коляска 1724 года, которой пользовались Петр и Екатерина во время прогулок по Петергофу. 

Выставка одного шедевра в этом году представляет работу «Исполиновы горы» Каспара Давида Фридриха, одного из главных мастеров немецкого романтизма. В коллекции Государственного Эрмитажа девять работ художника, почти все были приобретены для императорских дворцов семьей Николая Первого. Картина, которая экспонируется в Екатеринбурге, была передана в Эрмитаж из частного собрания русского коллекционера Петра Дурново.

«Фридрих много путешествовал по Германии, в 1810 году он посетил Исполиновы горы, горный хребет на территории современных Чехии и Польши. Он сделал много натурных зарисовок гор и в течение всей жизни к ним возвращался, создавал такие коллажи, не совсем натурные, а как бы под впечатлением. Эта картина выполнена спустя 20 лет после того, как Фридрих побывал в горах, и носит второе название «Воспоминание об Исполиновых горах», – рассказывает куратор выставки, хранитель немецкой живописи XIX–ХХ века Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Александра Коншакова.

С 29 ноября обе выставки будут доступны для посетителей центра «Эрмитаж-Урал». Также с 29 ноября по 3 декабря 2023 года в рамках Дней Эрмитажа состоится лекторий, где сотрудники Государственного Эрмитажа расскажут о зарождении русской портретной живописи, дворце первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова, традициях Петровских балов-Ассамблей, а также как со временем менял ось назначение здания Главного штаба.

«Такое событие в рамках 300-летия Екатеринбурга не может остаться незамеченным. Восьмой раз проходят Дни Эрмитажа – три выставки, мастер-классы, лекции. Возможность поучаствовать, увидеть и почувствовать себя вовлеченным в эту замечательную профессиональную атмосферу есть у очень многих жителей Екатеринбурга, Свердловской области и других регионов. За эти восемь лет Дни Эрмитажа стали событием, которое мы с нетерпением ждем, выставки всегда вызывают большой интерес у публики, и хотелось бы чтобы этот проект и дальше развивался», – отметила министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина.

В 2023 году партнером Дней Эрмитажа выступил Фонд святой Екатерины, проект символично стартовал в преддверии Дня святой Екатерины. 

Экспозиции в Центре «Эрмитаж-Урал» открыты до 24 марта 2024 года. (0+) Выставки можно посетить по Пушкинской карте.

Ранее мы рассказывали еще об одном проекте, открытом в рамках Дней Эрмитажа на площадке Екатеринбургского музея изобразительных искусств – выставка «Художники уральских заводов» работает на Воеводина, 5 до 17 марта 2024 года. (0+)

Также читайте о лекционной программе Дней Эрмитажа.

Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл