В рамках обменных выставочных проектов между Екатеринбургским музеем изобразительных искусств и Пермской художественной галереей в Екатеринбург привезли уникальные экспонаты.
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается выставка «Спасенные боги», представляющая пермскую деревянную скульптуру. Проект приурочен к празднованию 300-летних юбилеев основания Перми и Екатеринбурга и проводится в рамках обмена выставками между Пермской государственной художественной галереей и Екатеринбургским музеем изобразительных искусств.
«Мы постарались акцентировать внимание на музейной составляющей коллекции. Все это достояние было собрано по инициативе главного хранителя Пермской галереи Николая Серебренникова, который собрал коллекцию по всему Пермскому краю. Для нас это очень важная история и название проекта «Спасенные боги» как раз отражает именно эту часть – труд хранителей, музейщиков, реставраторов», – отметил директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.
В Перми находится самая большая в России коллекция православной храмовой скульптуры, которая включает порядка 500 экспонатов. Экспозицию в Екатеринбурге составили 83 предмета от самых ранних памятников конца XVII века до произведений начала ХХ века. Это самая крупная выездная выставка пермской скульптуры за последнее десятилетие.
На экспозиции собраны самые распространенные сюжеты и образы, которые были характерны для храмовой скульптуры – распятие, скульптуры страдающего Христа, образ Саваофа, ангелов, Святого Николая.
«Образ страдающего Христа – очень специфический для православного искусства, в ранней православной иконе он не встречается, и по мнению исследователей, скорее всего, пришел к нам из западноевропейского искусства в XVII-XVIII веках. Эти скульптуры представляют страдающего Христа, ожидающего казни. Когда Серебренников собирал коллекцию, много общался с верующими и фиксировал, что это были одни из самых любимых и почитаемых образов Христа среди местного населения. Наверное, в том числе, и потому, что он очень живой и сообразный человеку, в отличии от отвлеченных, написанных по канону образов на иконе», – рассказывает хранитель коллекции пермской деревянной скульптуры Ксения Зубакина.
Человечность образов подчеркивает и освещение экспозиции. Она выстроена по принципу священного таймлайна – светлый первый зал, наполненный радостью первых дней творения. В зале, посвященном истории Нового завета, освещение приглушено.
«Это история земных страданий Христа, поругания, казни и последующего воскресения. Такое затемнение, с одной стороны, говорит о драматизме происходящих событий, с другой – настраивает именно на интимное общение, сопереживание с этими образами. Пермские фигуры скорбящего Христа имеют удивительную и тонкую атмосферу щемящего чувства сопереживания, и мы хотели через освещение это подчеркнуть», – рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник сектора русского искусства ЕМИИ Алина Хионина.
Заключительный зал вновь полон света – здесь представлена история церкви земной.
Отдельная часть экспозиции рассказывает историю появления коллекции. Основная ее часть, около 400 экспонатов, были собраны во время экспедиций по Пермской области в 1923-1926 годах, поездки возглавил научный сотрудник музея Николай Серебренников.
Первая постоянная экспозиция деревянной скульптуры в Пермском художественном музее открылась в 1924 году и ее удалось сохранить даже в идеологически сложное советское время.
Первые выставки были представлены в рамках антирелигиозной пропаганды и сопровождались лозунгами «Подлинным научным знанием заменим религиозное тугоумие», «Новый коммунистический быт – против религиозного дурмана».
В начале 20-х годов нарком просвещения Анатолий Луначарский написал хвалебную статью о коллекции, в ее названии фигурировало словосочетание «пермские боги» – оно ушло в народ и стало неофициальным названием уникального собрания Пермской художественной галереи.
Выставка «Спасенные боги» работает в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на ул. Воеводина, 5 с 27 мая по 30 июля 2023 года. Экспозицию можно посетить по Пушкинской карте.