В мае 2022 года в Екатеринбурге случилось что-то невероятное. Горожане приняли и полюбили только что появившийся памятник с первой попытки. Для протестного города это явление экстраординарное. Сегодня мы решили рассказать о самой милой городской скульптуре Екатеринбурга – «Зайке».
Что всколыхнул в уральцах этот вислоухий герой? Кто его придумал и почему «Зайка» – это не очередная бронзовая фигурка, а часть уральского культурного кода? Попробуем разобраться.
«Зайку бросила хозяйка,
под дождем остался зайка,
со скамейки слезть не смог,
весь до ниточки промок».
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу…
Можно не сомневаться, что большинство россиян без труда продолжит: «потому что он хороший». Произведения Агнии Барто многие дети слышали еще до того, как начинали говорить. Сборник стихотворений для самых маленьких «Игрушки» 35-летней поэтессы Агнии Барто вышел в 1936 году и моментально стал хитом. В нем не было политики. Квинтэссенция детства. Целый зоопарк героев: мишка, зайка, лошадка, кот, который не любит кататься в грузовике. А еще рыдающая Таня, упустившая мячик. Страдание, сочувствие и доброта – этим были пронизаны стихи, которые стали едва ли не народным эпосом. А через пять лет после выхода книги началась страшная война. Весь старый мир пришёл в движение. В этом хаосе из смертей, потерь, горя и отчаяния герои Барто смогли уцелеть. После войны Таня снова искала мячик, а мишку ударяла шишка в лоб. И так поколение за поколением.
Соединить мирных детских героев Агнии Барто и ужасные испытания войны – идея довольно смелая. Не случайно, что она пришла в голову уральцу. Местные жители контрасты воспринимают как должное. У них нет внутреннего противоречия представить Хозяйку медной горы – демоническое порождение хтони, соблазнительной красавицей в кокошнике, подающей приветственный каравай, а фигурку милого бронзового зайчика связать с потерями времен войны.
Отец Зайки – рокер
Биография «отца» «Зайки», журналиста Дмитрия Карасюка, на первый взгляд представляет контраст по отношению к появившемуся герою. Дмитрий – битломан и рокер. Человек, написавший историю Свердловского рок-клуба, составитель «генеалогического древа» свердловского рока и историограф уральского рок-движения. Он вступил в Свердловский рок-клуб в день его основания 15 марта 1986 года. Суровый рок и нежный длинноухий «Зайка»? Рок и Агния Барто? Но да, это возможно.
О Зайке Дмитрий Карасюк задумался уже после того, как написал несколько книг про музыкальную культуру XX века. Неожиданно его заинтересовала тема повседневной жизни Свердловска в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, о том, что происходило в тыловом городе в 1941-1945 годах, почти никто ничего не знал или не говорил. Это были такие тяжелые воспоминания, что очевидцы постарались вытеснить их в самые дальние уголки сознания. Умирающие от голода люди, перенаселенность, множество калек, проходивших лечение в госпиталях, почти полное отсутствие электричества, недостаток дров, тяжелая работа, постоянная тревога за близких – эта часть жизни осталась в тени официальных героических хроник. Игнорирование её обедняло подвиг. Непроговоренная травма, которая никуда не исчезла, требовала выхода и лечения. В основу будущей книги Дмитрия Карасюка легли воспоминания эвакуированных в Свердловск и свидетельства местных жителей. Открывшаяся во время сбора материалов правда войны была настолько болезненной, что автору будущей книги захотелось утешения немедленно. Для себя и своих героев. И он задумал памятник. Вот здесь из подсознания всплыли «Игрушки» Агнии Барто, из детства. Беззащитный зайка.
Дмитрий Карасюк – журналист. Классика журналистики – самый короткий рассказ, написанный Хемингуэем: «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Хемингуэй написал его на спор. Рассказ должен был быть максимально коротким и полностью соответствовать структуре классического литературного произведения. Содержать завязку сюжета, его кульминацию и развязку.
Таким коротким рассказом о войне для Дмитрия Карасюка стала потерянная игрушка. Может быть ее маленький хозяин погиб, может быть, не успел взять ее в дорогу и теперь тоскует, а может быть, скоро придет малыш, которому забытая игрушка даст немного счастья.
Агния Барто в гостях у вдовы Якова Свердлова
Дмитрий не может с уверенностью сказать, что было раньше: идея с памятником, отсылающим к «Игрушкам» Агнии Барто, или знакомство с дочерью Агнии Барто Татьяной.
Татьяна, ее брат Владимир, няня и бабушка в годы войны жили в эвакуации в Свердловске, а вот мама – писательница Агния Барто бывала здесь наездами. Она не хотела покидать Москву, хотя оставаться там было опасно. На Урал эвакуировали мужа Агнии Барто энергетика Андрея Щегляева. Но вот квартиру для семьи нашла Агния. С этим уже летом 1941 года были большие проблемы. Город быстро наполнился эвакуированными. Пришлось искать знакомых, которые бы приняли на постой. В результате Агния Барто поселилась в квартире … жены (вдовы) Якова Свердлова. Квартира находилась в доме Старых большевиков на ул. 8 марта, 1.
Вот так причудливо складывается рисунок биографий. История семьи Барто переплелась с историей Свердлова. Того самого, в честь которого город назывался Свердловском. Умер он еще в 1919 году. Вдова Свердлова – Клавдия Новгородцева – жила в Москве, но не теряла связи с городом, в котором родилась и познакомилась с будущим мужем. В Москве Новгородцева работала заведующей Отделом детской литературы Объединённого государственного издательства, затем перешла в Главлит. Здесь и пересеклись ее пути с Агнией Барто.
Татьяна Щегляева – дочь Агнии Барто, к идее установить памятник, который отсылал бы к стихам ее матери, отнеслась благожелательно. Для нее самой детство в Свердловске было важным периодом. Здесь она пошла в школу, сразу во второй класс. Здесь умерла ее любимая бабушка. В книге Дмитрия Карасюка будет рассказ о том, как Агния Барто выменяла платье на сварной крест, который установили на могиле свекрови. Настаивать на том, какую из игрушек выбрать в качестве символа военного детства и предлагать свои в качестве образца, Татьяна не стала.
Зайка родом из 2000-х
На вопрос: «Почему из всех игрушек Агнии Барто вы остановились именно на зайце?», – Дмитрий Карасюк отвечает, что он представлял скульптуру где-то на улице. Зайка мокнет под дождем, скорее всего, оставленный на скамейке. Таким этот образ возник в голове автора.
С 1936 года образ зайки в произведениях Агнии Барто многократно менялся. Десятки иллюстраторов работали над переизданиями «Игрушек». У самого Дмитрия Карасюка заяц ассоциировался с литературным героем – Зайцем Пусом, придуманным политологом Вадимом Дубичевым. Но непосредственной моделью стала игрушка, которую Дмитрий подарил своей дочери Катерине в начале 2000-х.
Екатерина уже выросла, успела закончить Художественное училище имени Шадра. Именно она нарисовала для отца эскиз будущего «Зайки». Ее заяц был с длинными, грустно висящими ушами. К тому времени у «Зайки», который мог появиться в Екатеринбурге, был старший брат. В 2016 году в Волгограде учителя к юбилею одной из школ заказали скульптору Владимиру Серякову композицию по произведениям Агнии Барто. Он изобразил «Зайку», сидящим на стопке книг. Волгоградский «Зайка» совсем не грустит по покинувшей его хозяйке.
Репка для «Зайки»
Дальнейшая история екатеринбургского «Зайки» по развитию сюжета напоминает сказку «Репка». Как только происходила заминка в развитии сюжета, тут же появлялся новый герой. Дмитрий придумал идею памятника детям войны, дочь Агнии Барто, тот самый ребенок войны, ее одобрила, Катерина Карасюк создала эскиз. Новым героем цепочки стала Светлана Толмачёва, журналист и рок-экскурсовод. Дмитрий Карасюк консультировал ее при работе над экскурсией по истории свердловского рока, а она решила помочь ему найти тех, кто поможет воплотить идею в жизнь. Следующим в цепочке стал литейщик Иван Дубровин. Он вызвался сделать скульптуру за свой счет, хотя средства требовались немалые.
Как многие жители Екатеринбурга, Иван Дубровин – фанат города. Он решил, что будет каждый год делать по мемориальной доске землякам, которые, по его мнению, изменили историю. Когда Иван узнал о сложной идее, соединяющей Зайку Барто и детей войны, он сразу загорелся. Его тронуло, что это не придуманная, а прожитая история, связанная с конкретными людьми и событиями.
Финальной фигурой в цепочке тех, кто причастен к созданию «Зайки», стал скульптор Фёдор Петров. Он один из большого коллектива скульпторов и литейщиков, работающих в мастерской Ивана Дубровина. Фёдор Петров – уралец. Он закончил Уральский архитектурно-художественный университет по специальности «Монументально-декоративное искусство». Его работы отличает чистота исполнения. Среди них, например, скульптура Алексея Турчанинова, установленная в Сысерти. На лепку прототипа скульптуры из глины у Фёдора Петрова ушло около двух недель.
При создании «Зайки» не обошлось без контрастов. Мастерская Ивана Дубровина буквально заточена на создание монументальной скульптуры, часто очень пафосной и серьезной. Маленький и трогательный «Зайка» среди огромных фигур выглядел как капля, оторвавшаяся от большого бронзового памятника.
Зайкин дом и гардероб
Когда было уже понятно, что «Зайка» будет сидеть на скамейке в сквере у 9 гимназии, нужно было определиться, во что он будет одет. Инициативу проявил Иван Дубровин. Он предложил, чтобы у Зайки появились штанишки на подтяжках, по довоенной детской моде и попросил сделать разные пуговицы. Думал, что туристы и дети начнут натирать их на удачу. Этого не случилось. Зато горожане, после того как памятник появился, захотели участвовать в создании гардероба для Зайки. Уже в первую холодную зиму Зайке связали шарф, надели шапку и носочки. От избытка чувств стали приносить морковку и конфеты. Даже сумочка у Зайки была.
В мае 2022 года «Зайка» наконец занял место на скамейке в сквере. Городские коммунальные службы оказались беспокойными, прежде чем окончательно обжить место на скамейке, «Зайка» три раза переезжал. Вместе с ним переезжала и большая бронзовая книга, которая говорила, что в годы Великой Отечественной войны в Свердловске жила детская поэтесса Агния Барто.
С первого же дня Зайку затопила огромная волна любви горожан, его признали за своего, за настоящего екатеринбуржца. Так же, как Агния Барто угадала, что русский код не может обойтись без страдания, «Зайка» попал в уральский культурный код. Люди здесь суровые, но добрые, они устали от пафосных фраз и призывов к подвигам. Большой город не позволяет расслабиться, но рядом с милым «Зайкой» губы невольно расплываются в улыбке, хочется обнять эту бронзовую каплю и поблагодарить Хозяйку Медной горы за медь, которая была использована в отливке.