
Иллюстрации к сказкам, эскизы костюмов и студенческую анимацию по работам Ивана Билибина можно увидеть до 12 ноября.
В Екатеринбург привезли выставку «Сказочные миры Ивана Билибина» из коллекции музея дизайна «Основа» – более ста работ знаменитого русского художника, выполненные в начале ХХ века. Билибин знаком многим поколениям, прежде всего, как иллюстратор русских сказок – до сих пор книги, оформленные художником, продолжают переиздаваться.
Исследователи рассказывают, что на творчество Ивана Билибина сильно повлияла картина Ивана Васнецова «Три богатыря». Художник попробовал создать несколько эскизов, они попали в Экспедицию заготовления государственных бумаг (позже Гознак). Типография заинтересовалась и пригласила молодого художника оформить русские сказки. За четыре года было издано шесть книг в виде крупноформатных тетрадей, среди них «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке», «Василиса Прекрасная».

«На протяжении практически всего творчества Иван Билибин сохранил принцип – книга должна восприниматься как целостное явление. Есть своеобразная мизансцена: поднимается занавес, мы видим титульные листы, которые нас погружают с историю, дополнительные элементы, которые характеризуют сюжет или обрамляют всю композицию, и финальный занавес, где автор прощается с читателем. На книжных иллюстрациях художник отработал многие приемы, которые впоследствии использовал в театральных проектах», – рассказывает директор музея дизайна «Основа» Анастасия Даринцева.
Кроме иллюстраций к сказкам на выставке представлены эскизы театральных костюмов и декораций. В Санкт-Петербурге Билибин сотрудничал со Старинным театром, участвовал в антрепризе Сергея Дягилева. В эмиграции во Франции работал над постановками сезонов русских опер в театре на Елисейских полях – художником были созданы костюмы к операм «Снегурочка», «Садко», «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане».

Отдельно выделена работа-перевертыш, которая доставляет организаторам экспозиции некоторое беспокойство.
«Это оригинальный акварельный эскиз, если присмотреться, то увидите, что он перевернут. По композиции и логике расположения мы видим справа березку, церквушку, сосны, купола, но подпись перевернута. Поэтому есть сложность экспонирования – либо сделать подпись снизу, либо соблюсти законы композиции. Это, в том числе, свидетельствует о подлинности работы – только художник мог так распорядиться своим оригиналом», – рассказывает директор музея дизайна «Основа» Анастасия Даринцева.

Выставку можно посетить до 12 ноября 2023 года в Галерее Синара Арт.
