Пять историй о культурном наследии народов Урала в 2022

Слова «культурное наследие» больше ассоциируются с музеем и архивами, чем с актуальными проектами. Но это не совсем так. Для многих культурное наследие не законсервировано в прошлом, а остается созвучным современной жизни. Подводя итоги Года культурного наследия народов России, мы собрали самые разные проекты, сюжеты и события, в центре внимания которых – народное искусство, уральские традиции и быт.

Теперь и официально

В этом году культура народов России получила дополнительное внимание на всех уровнях.

В Свердловской области одним из крупнейших центров притяжения «народников» является Дворец народного творчества (СГОДНТ). Он и прежде проводил многочисленные проекты, в том числе всероссийского масштаба, а в этом году принимал у себя Всероссийский конкурс традиционного русского танца «Перепляс». По словам заместителя генерального директора СГОДНТ Ирины Сторожук, «местом проведения этого фестиваля на ближайшие годы, вероятно, будет определена наша область».

«Появились и новые творческие проекты в сфере народной культуры, адресованные молодежи – аудитории, которая не всегда с интересом относится к народному творчеству, – рассказывает Ирина Сторожук. – К примеру, Центр культуры и искусства «Верх-Исетский» в Екатеринбурге подготовил уникальный авторский спектакль Dance-Fashion Show & Фолк-дефиле «Веретено», в котором нашло отражение современное прочтение исторического прошлого нашего народа, традиций, обычаев и обрядов».

Уральские коллективы и мастера-народники участвовали в федеральных проектах. Одним из самых зрелищных и трогательных можно назвать вышитую карту России размером 3 на 6,7 метров. Каждый регион представлял сам себя, и уральские мастерицы вышили символы Урала – леса, горы, заводы и самоцветы в красно-черных цветах. Среди других крупных проектов, где побывали уральские коллективы, – I Детская фольклориада и Всероссийский фестиваль-конкурс любительских творческих коллективов.

Ирина Сторожук отмечает, что одним из важных достижений Года культурного наследия народов России стали обновления в законодательной базе. В частности, Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии» позволит «создать федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия и защитить хранителей традиций, определит полномочия и регулирование в этой сфере».

Поиск идентичности

Культурное объединение «Фолкъ-Толкъ» официально существует с 2015 года, а на самом деле действует дольше. Более десяти лет один из его основателей этнолог Вячеслав Печняк и его единомышленники проводят традиционные праздники, образовательные и творческие мероприятия. Туда приходят и специалисты по народной культуре, и ценители народного творчества, и просто те, кому «отзывается» традиция.

Вячеслав Печняк считает, что позитивным результатом Года культурного наследия народов России стали гранты на тематические проекты. Это дало дополнительные возможности тем организациям, которые профессионально работают в этой сфере. Так, сам «Фолкъ-Толкъ», будучи самостоятельной некоммерческой организацией, получил финансирование на два больших проекта и уже воплощает их.

Одним из них стала Школа уральской кадрили, поддержанная Фондом президентских грантов, которая сохраняет и развивает региональную плясовую традицию. Уральские танцы, хороводы, игры, кадрили – всё это части настоящего праздничного гуляния, так проводили праздники наши предки, а теперь, с помощью усилий и знаний современных энтузиастов, и мы можем вспомнить проверенные веками практики.

Второй проект – это «Эстетика традиционного Урала: народный костюм и цифровое общество», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. Он посвящен тому, как историческая одежда русского населения Урала может вписаться в контекст сегодняшнего дня.

«Мы сняли семь роликов, в которых рассказали про традиционный костюм Урала, провели показы, пошили десять комплектов копий, реплик и реконструкций уральских костюмов середины XIX – начала XX веков, выпустили календарь с тем, что пошили, и опубликовали книгу о традиционном уральском костюме», – перечисляет Вячеслав Печняк.

 

Эти проекты «Фолкъ-Толкъ», как и многие другие, привлекают молодежь – ту аудиторию, которую не принято ассоциировать с традиционной культурой. Но по мнению Печняка, это ложное предубеждение:

«Я сам впервые узнал про аутентичный фольклор в 15 лет – и понял, что меня всю жизнь обманывали, показывая мне стилизованную академическую народную культуру под видом аутентичной. Что у меня на самом деле есть повод гордиться традиционной культурой, что это очень красиво и очень сложно, но важнее всего – что это имеет отношение к каждому из нас. Людей будоражат песни, ведь досуг наших предков не был скучным. Как антрополог я могу сказать, что молодые люди постоянно находятся в активнейшем самопознании, и вот эти поиски себя приводят их к архетипичному – к своей культуре. Это дает систему координат там, где образовалась пустота, и может стать фундаментом личности».

Поиск основ

Когда со сцены звучит мощный Уральский народный хор, многоголосие и народный напев захватывает и полностью поглощает внимание слушателя. Об этом некогда задуматься, но за каждой песней в репертуаре хора стоит огромная работа. В том числе – исследовательская.

Традиция фольклорных экспедиций сопровождает всю историю Уральского хора: основатель хора Лев Христиансен ездил в уральские деревни в поисках материала еще в 1940-50-е годы, продолжил – Владимир Горячих во второй половине XX века. А теперь, в наши дни, возобновил многолетнюю традицию нынешний художественный руководитель Уральского хора Николай Зайцев.

В 2022 году Николай Зайцев вместе с участниками хора побывали в экспедиции в трех селах – Верхнем, Среднем и Нижнем Катараче, записав около 50 песен и свадебных обрядов. Песни, которые по итогам таких экспедиций входят в репертуар Уральского хора, – только вершина айсберга. В архиве остаются записи бесед с народными исполнителями, комментарии и заметки – богатейший исследовательский материал.

В интервью Николай Зайцев подчеркивал, что с годами находить подлинных носителей традиционной культуры становится все сложнее:

«В Свердловской области таких сел, как Катарач, остались единицы. Где-то еще есть отдельные исполнители, но певческих гнезд, как их называл Христиансен, уже практически не осталось. И это надо беречь, сохранять эту уникальность».

В этом – одна из важнейших задач Уральского народного хора. Он включает в репертуар уникальные находки, делает их достоянием сначала Урала, а затем и всей России. Так песня из небольшого уральского села начинает звучать на всю страну.

Подробнее о фольклорных экспедициях Уральского хора – читайте в нашем большом материале.

Наследие в наших руках

Из локальных историй, как из лоскутов, создается большая панорама сохранения традиционных ремесел. Одна из таких историй – проект «Игра в переплеточки», который придумала и развивает Татьяна Мухарлямова, заведующая Домом досуга в Бруснятском.

Татьяна Алексеевна занимается традиционным ткачеством и обучает этому мастерству всех желающих. Она даже собрала собственную подборку этнографических инструментов и знакомит участников своих мастер-классов со старинными секретами их использования. Какие бывают волокна, как их правильно расположить и переплетать, – шаг за шагом отдельные нити собираются в единое полотно с красивым узором. А помогают мастерам в этом знания традиционных техник и восстановленные или сохранившиеся ткацкие инструменты.

В этом году Татьяна Мухарлямова получила грант в рамках нацпроекта «Культура» на приобретение ткацкого станка, чтобы ее проект «Игра в переплеточки» развивался и привлекал еще больше участников. А вместе с ним сохранялось и традиционное ткацкое ремесло. В наши дни оно утратило функциональность, ведь практической нужды в создании полотна уже нет. Однако как символическая ценность ткачество остается частью народной культуры и быта – благодаря энтузиазму и неравнодушию таких мастеров, как Татьяна Мухарлямова.

Традиция на экране смартфона

Место встречи молодой аудитории с традиционной культурой – на экране, причем чаще всего смартфона. К счастью, нет недостатка в визуальных материалах и зрелищности.

Об этом задумалась и творческая команда «Е!сказы», планируя фильм об Иване Самойлове – основателе музея в Нижней Синячихе. Их впечатлила история о том, как Самойлов со своей супругой в самых суровых условиях сумел сохранить образцы уральской росписи, воссоздать старинный быт и создать музей под открытым небом.

Руководитель «Е!сказов» Екатерина Худякова рассказывает, что исследование этой темы привело их к интересному открытию:

«Ведь и сейчас среди наших современников есть уникальные творцы, которые ищут вдохновение в традициях прошлого и создают новый уникальный продукт. Так мы нашли кудесницу невероятных костюмов Любовь Михалеву, художницу Алису Горшенину и создателя виртуального музея наличников Ивана Хафизова».

В двухсерийном фильме «Золотоцветень уральской деревни» прошлое встречается с настоящим, традиция – с современностью. Это один из способов включить традиционную культуру в нашу жизнь, интегрировать богатое наследие в повседневность.

«Через эти два сюжета мы хотели показать непрерывную преемственность поколений, как исконное крестьянское творчество на протяжении столетий вдохновляет людей на творчество. Показать, как работали маляры-красильщики в XVIII веке, как традиционное искусство вдохновило создать музей, и как в наши дни можно построить красивый бизнес (например, Любины сказочные фотосессии), получив вдохновение от мастеров прошлого», – делится Екатерина Худякова.

Это фильм о людях, адресованный тоже людям. А ведь именно об этом – вся традиционная культура народов России. Редакция портала Культура-Урала.РФ завершает Год культурного наследия народов России собственным спецпроектом «Большая культура малых мест», в котором мы показали деревни и села региона, где также сохранились очаги подлинной истории культуры на Урале.

Весь год мы собирали истории о разных проектах и инициативах, посвященных наследию народов Урала. Многогранность традиции дает возможности для интерпретаций. Говоря словами одного из наших героев, Вячеслава Печняка, «задача как раз и состоит в том, чтобы, не потревожив самодостаточность, найти традиционной культуре место в современном обществе».

Текст Тины Гарник для Культура-Урала.РФ. Фотографии Кирилла Дедюхина, ФолкЪ-ТолкЪ, Е!Сказы.
Размер шрифтаААА
Цвет сайта
Изображениявклвыкл